18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Картина Пита Мондриана висела вверх ногами — или все же нет?

Картина Пита Мондриана "Нью-Йорк I" (1941) на выставке "Мондриан. Эволюция" в музее K20. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa/ТАСС
Картина Пита Мондриана "Нью-Йорк I" (1941) на выставке "Мондриан. Эволюция" в музее K20.
Фото: Rolf Vennenbernd/dpa/ТАСС
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В споре о том, висела ли одна из поздних абстракций художника перевернутой на протяжении нескольких десятилетий, нашлись новые аргументы, согласно которым никакой ошибки не было. Но даже если удастся доказать обратное, перевешивать работу не будут

В дюссельдорфском музее K20 завершилась выставка «Мондриан. Эволюция», неожиданно спровоцировавшая шумиху в прессе: одна из работ Пита Мондриана (1872–1944) в экспозиции, как предполагают, демонстрировалась вверх ногами, как и на протяжении последних почти 80 лет. К настоящему моменту волна удивления и иронии по этому поводу утихла и открылись новые свидетельства, показывающие, что никакой «сенсации», возможно, и не было.

Речь идет о позднем произведении мастера — абстрактной композиции «Нью-Йорк 1» (1941), составленной из перекрещенных липких лент красного, желтого и синего цвета. Если смотреть на эту работу сегодня, в ее нынешней ориентации, заметишь, что сетка уплотняется в нижней части полотна. Однако на фотографии, сделанной незадолго до смерти или вскоре после смерти художника, все наоборот: скотч наклеен более убористо именно вверху. Речь идет о снимке из июньского номера модного журнала Town & Country за 1944 год, где модель в черном платье позирует в мастерской Мондриана около мольберта, на котором установлена запутавшая сегодня всех работа.

Внимание к этой фотографии привлек Франческо Визалли, итальянский художник-концептуалист и поклонник Мондриана. Впрочем, она была известна и раньше, и более того, упомянута в каталоге-резоне художника, выпущенном в 1998 году. Примечательно, что положение картины в этом каталоге указано как «неправильное».

Фото из июньского номера журнала Town & Country за 1944 год. Фото: Town & Country
Фото из июньского номера журнала Town & Country за 1944 год.
Фото: Town & Country

Арт-дилер Кэрролл Дженис, сын известного галериста и мецената Сидни Джениса, который купил все творческое наследие Мондриана в 1958 году у художника Гарри Хольцмана, тоже считает, что к картине зря привязались. Она выставлялась в галерее Сидни Джениса на 57-й Западной улице в Нью-Йорке в 1957 и 1962 годах. По архивным фотографиям видно, что абстракция висела там точно так же, как и сегодня — и именно так Хольцман и Дженис, вероятно, видели ее в мастерской художника.

Никаких споров не возникло бы, если бы Мондриан оставил на работе свою подпись, однако ее нет (по всей видимости, произведение осталось незаконченным). Кэрролл Дженис подчеркивает, что без указаний самого автора относительно того, где все-таки у картины верх, стоит полагаться на мнение тех, кто посетил студию художника при его жизни: «Они лучше всего знают, как правильно». И добавляет: «Если перевернуть картину, лично мне она будет напоминать поднятые жалюзи. А когда почти все линии оказываются внизу, это придает ей некий элемент гравитации. Не понимаю, как можно было подумать, что она могла быть перевернута».

Картина оставалась в галерее Сидни Джениса до 1980 года, затем ее приобрел швейцарский арт-дилер Эрнст Бейелер, который почти сразу же перепродал ее Художественному собранию Северного Рейна — Вестфалии в Дюссельдорфе (искусство XX века из этого собрания как раз и хранится в музее K20). Куратор собрания Сузанне Майер-Бюзер заявила: «Я на 100% уверена, что картина висит неправильно. Может, всему виной небрежность при транспортировке? Или кто-то допустил ошибку, вынимая картину из коробки? Теперь невозможно сказать». А в другой раз предположила: «Может, вообще нет правильной или неправильной ориентации?»

Как бы то ни было, перевешивать произведение не будут. По словам Майер-Бюзер, «клейкие ленты очень ослаблены и висят на волоске; если перевернуть работу, гравитация потянет их вниз». Поэтому она предлагает воспринимать вопрос о положении картины как неотъемлемую часть ее истории.

В начале января представитель музея K20 сделал еще одно заявление, которое показывает бессмысленность дальнейших дискуссий: «Мы не утверждаем, что картина висит „неправильно“, а говорим лишь, что она висит не так, как на фотографии, сделанной в мастерской. Таким образом, мы просто не знаем, какой была изначальная задумка Мондриана». 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+