18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина Пита Мондриана висела вверх ногами — или все же нет?

Картина Пита Мондриана "Нью-Йорк I" (1941) на выставке "Мондриан. Эволюция" в музее K20. Фото: Rolf Vennenbernd/dpa/ТАСС
Картина Пита Мондриана "Нью-Йорк I" (1941) на выставке "Мондриан. Эволюция" в музее K20.
Фото: Rolf Vennenbernd/dpa/ТАСС
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В споре о том, висела ли одна из поздних абстракций художника перевернутой на протяжении нескольких десятилетий, нашлись новые аргументы, согласно которым никакой ошибки не было. Но даже если удастся доказать обратное, перевешивать работу не будут

В дюссельдорфском музее K20 завершилась выставка «Мондриан. Эволюция», неожиданно спровоцировавшая шумиху в прессе: одна из работ Пита Мондриана (1872–1944) в экспозиции, как предполагают, демонстрировалась вверх ногами, как и на протяжении последних почти 80 лет. К настоящему моменту волна удивления и иронии по этому поводу утихла и открылись новые свидетельства, показывающие, что никакой «сенсации», возможно, и не было.

Речь идет о позднем произведении мастера — абстрактной композиции «Нью-Йорк 1» (1941), составленной из перекрещенных липких лент красного, желтого и синего цвета. Если смотреть на эту работу сегодня, в ее нынешней ориентации, заметишь, что сетка уплотняется в нижней части полотна. Однако на фотографии, сделанной незадолго до смерти или вскоре после смерти художника, все наоборот: скотч наклеен более убористо именно вверху. Речь идет о снимке из июньского номера модного журнала Town & Country за 1944 год, где модель в черном платье позирует в мастерской Мондриана около мольберта, на котором установлена запутавшая сегодня всех работа.

Внимание к этой фотографии привлек Франческо Визалли, итальянский художник-концептуалист и поклонник Мондриана. Впрочем, она была известна и раньше, и более того, упомянута в каталоге-резоне художника, выпущенном в 1998 году. Примечательно, что положение картины в этом каталоге указано как «неправильное».

Фото из июньского номера журнала Town & Country за 1944 год. Фото: Town & Country
Фото из июньского номера журнала Town & Country за 1944 год.
Фото: Town & Country

Арт-дилер Кэрролл Дженис, сын известного галериста и мецената Сидни Джениса, который купил все творческое наследие Мондриана в 1958 году у художника Гарри Хольцмана, тоже считает, что к картине зря привязались. Она выставлялась в галерее Сидни Джениса на 57-й Западной улице в Нью-Йорке в 1957 и 1962 годах. По архивным фотографиям видно, что абстракция висела там точно так же, как и сегодня — и именно так Хольцман и Дженис, вероятно, видели ее в мастерской художника.

Никаких споров не возникло бы, если бы Мондриан оставил на работе свою подпись, однако ее нет (по всей видимости, произведение осталось незаконченным). Кэрролл Дженис подчеркивает, что без указаний самого автора относительно того, где все-таки у картины верх, стоит полагаться на мнение тех, кто посетил студию художника при его жизни: «Они лучше всего знают, как правильно». И добавляет: «Если перевернуть картину, лично мне она будет напоминать поднятые жалюзи. А когда почти все линии оказываются внизу, это придает ей некий элемент гравитации. Не понимаю, как можно было подумать, что она могла быть перевернута».

Картина оставалась в галерее Сидни Джениса до 1980 года, затем ее приобрел швейцарский арт-дилер Эрнст Бейелер, который почти сразу же перепродал ее Художественному собранию Северного Рейна — Вестфалии в Дюссельдорфе (искусство XX века из этого собрания как раз и хранится в музее K20). Куратор собрания Сузанне Майер-Бюзер заявила: «Я на 100% уверена, что картина висит неправильно. Может, всему виной небрежность при транспортировке? Или кто-то допустил ошибку, вынимая картину из коробки? Теперь невозможно сказать». А в другой раз предположила: «Может, вообще нет правильной или неправильной ориентации?»

Как бы то ни было, перевешивать произведение не будут. По словам Майер-Бюзер, «клейкие ленты очень ослаблены и висят на волоске; если перевернуть работу, гравитация потянет их вниз». Поэтому она предлагает воспринимать вопрос о положении картины как неотъемлемую часть ее истории.

В начале января представитель музея K20 сделал еще одно заявление, которое показывает бессмысленность дальнейших дискуссий: «Мы не утверждаем, что картина висит „неправильно“, а говорим лишь, что она висит не так, как на фотографии, сделанной в мастерской. Таким образом, мы просто не знаем, какой была изначальная задумка Мондриана». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+