18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Манчестерский музей все вернет, но сначала разберется

Манчестерский музей. Фото: The Manchester Museum
Манчестерский музей.
Фото: The Manchester Museum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Основанное в 1867 году, это хранилище археологических и антропологических экспонатов со всего света служило символом необъятности Британской империи. Теперь колониальное наследие подвергается беспощадной ревизии, и Манчестер тут в первых рядах

После планового полуторагодичного перерыва 18 февраля вновь открылся для публики Манчестерский музей. Благодаря реконструкции стоимостью £15 млн удалось добавить пространства неоготическому зданию, обновить фойе и сменить экспозицию примерно в половине музейных залов, содержащих антропологические и археологические артефакты со всего мира.

Трансформация Манчестерского музея — пример тенденции, которую подхватили художественные институции по всей Великобритании: признать и обозначить свое колониальное прошлое. Но в этом случае музей еще и впервые пригласил отдельного куратора для департамента перспектив коренных народов.

Александра П. Альберда — представительница народа хемес-пуэбло, издревле обитающего на территории современного американского штата Нью-Мексико. Альберда также курирует программу «Создавая Манчестерский музей» и, таким образом, заведует коллекцией, многие экспонаты которой имеют темное происхождение. К открытию музея она подготовила новую экспозицию, посвященную теме обладания предметами материальной культуры, поручив 15 художникам нарисовать комиксы, в которых их личный опыт переплетался бы с экспонатами из фондов.

Кураторское видение Альберды представлено и в нескольких новых залах. Например, галерея Южной Азии, созданная в партнерстве с Британским музеем, стала первым в стране залом с постоянной экспозицией, посвященной истории и значению южноазиатской диаспоры. А популярная выставка под названием «Золотые мумии Египта» исследует еще и обстоятельства викторианской эпохи, когда были обнаружены многие из представленных здесь предметов. Отметим, что музей пригласил также куратора живых культур Нджабуло Чипангура. В его ведении — более 20 тыс. объектов из Африки, Азии, Океании и Америки. Как и Альберда, он работает над выстраиванием равноправных партнерских отношений с тамошними сообществами.

Снаружи Манчестерский музей выглядит как прежде, однако внутри него многое меняется. Фото: The Manchester Museum
Снаружи Манчестерский музей выглядит как прежде, однако внутри него многое меняется.
Фото: The Manchester Museum

Подобные изменения происходят и в других учреждениях. В день открытия музея еще одна манчестерская институция, Центр современного искусства Китая (CFCCA), распахнула свои двери под новым названием “esea Contemporary”, подразумевающим аббревиатуру для стран Восточной и Юго-Восточной Азии (ESEA). Это, по словам директора центра Чжу Сяовэня, часть «важнейшей трансформации, затеянной в целях переосмысления и пересмотра цели и миссии нашей организации».

«В музеях по всей стране — всплеск интереса к размышлениям о связях между коллекциями и исчезновением исторической памяти, — говорит Садия Куреши, старший преподаватель в Бирмингемском университете. — Все чаще посетители приходят не просто для того, чтобы прочитать под экспонатом табличку с описанием. Им интересен более широкий контекст».

Еще одно важное направление деятельности Александры П. Альберды — поддержка прав коренных общин на их культурное наследие, для чего Манчестерский музей перейдет к «проактивной» репатриации объектов. В 2019 году в результате сотрудничества с Австралийским институтом исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива (AIATSIS) музей уже вернул в собственность коренных народов Австралии 43 церемониальных предмета. Воодушевившись сделанным, в музее объявили, что собираются провести самостоятельную экспертизу, чтобы выяснить происхождение вещей из своей коллекции, а не ждать, пока с ними свяжутся представители коренных народов, требуя возвращения артефактов.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+