18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Манчестерский музей все вернет, но сначала разберется

Манчестерский музей. Фото: The Manchester Museum
Манчестерский музей.
Фото: The Manchester Museum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Основанное в 1867 году, это хранилище археологических и антропологических экспонатов со всего света служило символом необъятности Британской империи. Теперь колониальное наследие подвергается беспощадной ревизии, и Манчестер тут в первых рядах

После планового полуторагодичного перерыва 18 февраля вновь открылся для публики Манчестерский музей. Благодаря реконструкции стоимостью £15 млн удалось добавить пространства неоготическому зданию, обновить фойе и сменить экспозицию примерно в половине музейных залов, содержащих антропологические и археологические артефакты со всего мира.

Трансформация Манчестерского музея — пример тенденции, которую подхватили художественные институции по всей Великобритании: признать и обозначить свое колониальное прошлое. Но в этом случае музей еще и впервые пригласил отдельного куратора для департамента перспектив коренных народов.

Александра П. Альберда — представительница народа хемес-пуэбло, издревле обитающего на территории современного американского штата Нью-Мексико. Альберда также курирует программу «Создавая Манчестерский музей» и, таким образом, заведует коллекцией, многие экспонаты которой имеют темное происхождение. К открытию музея она подготовила новую экспозицию, посвященную теме обладания предметами материальной культуры, поручив 15 художникам нарисовать комиксы, в которых их личный опыт переплетался бы с экспонатами из фондов.

Кураторское видение Альберды представлено и в нескольких новых залах. Например, галерея Южной Азии, созданная в партнерстве с Британским музеем, стала первым в стране залом с постоянной экспозицией, посвященной истории и значению южноазиатской диаспоры. А популярная выставка под названием «Золотые мумии Египта» исследует еще и обстоятельства викторианской эпохи, когда были обнаружены многие из представленных здесь предметов. Отметим, что музей пригласил также куратора живых культур Нджабуло Чипангура. В его ведении — более 20 тыс. объектов из Африки, Азии, Океании и Америки. Как и Альберда, он работает над выстраиванием равноправных партнерских отношений с тамошними сообществами.

Снаружи Манчестерский музей выглядит как прежде, однако внутри него многое меняется. Фото: The Manchester Museum
Снаружи Манчестерский музей выглядит как прежде, однако внутри него многое меняется.
Фото: The Manchester Museum

Подобные изменения происходят и в других учреждениях. В день открытия музея еще одна манчестерская институция, Центр современного искусства Китая (CFCCA), распахнула свои двери под новым названием “esea Contemporary”, подразумевающим аббревиатуру для стран Восточной и Юго-Восточной Азии (ESEA). Это, по словам директора центра Чжу Сяовэня, часть «важнейшей трансформации, затеянной в целях переосмысления и пересмотра цели и миссии нашей организации».

«В музеях по всей стране — всплеск интереса к размышлениям о связях между коллекциями и исчезновением исторической памяти, — говорит Садия Куреши, старший преподаватель в Бирмингемском университете. — Все чаще посетители приходят не просто для того, чтобы прочитать под экспонатом табличку с описанием. Им интересен более широкий контекст».

Еще одно важное направление деятельности Александры П. Альберды — поддержка прав коренных общин на их культурное наследие, для чего Манчестерский музей перейдет к «проактивной» репатриации объектов. В 2019 году в результате сотрудничества с Австралийским институтом исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива (AIATSIS) музей уже вернул в собственность коренных народов Австралии 43 церемониальных предмета. Воодушевившись сделанным, в музее объявили, что собираются провести самостоятельную экспертизу, чтобы выяснить происхождение вещей из своей коллекции, а не ждать, пока с ними свяжутся представители коренных народов, требуя возвращения артефактов.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+