18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Манчестерский музей все вернет, но сначала разберется

Манчестерский музей. Фото: The Manchester Museum
Манчестерский музей.
Фото: The Manchester Museum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Основанное в 1867 году, это хранилище археологических и антропологических экспонатов со всего света служило символом необъятности Британской империи. Теперь колониальное наследие подвергается беспощадной ревизии, и Манчестер тут в первых рядах

После планового полуторагодичного перерыва 18 февраля вновь открылся для публики Манчестерский музей. Благодаря реконструкции стоимостью £15 млн удалось добавить пространства неоготическому зданию, обновить фойе и сменить экспозицию примерно в половине музейных залов, содержащих антропологические и археологические артефакты со всего мира.

Трансформация Манчестерского музея — пример тенденции, которую подхватили художественные институции по всей Великобритании: признать и обозначить свое колониальное прошлое. Но в этом случае музей еще и впервые пригласил отдельного куратора для департамента перспектив коренных народов.

Александра П. Альберда — представительница народа хемес-пуэбло, издревле обитающего на территории современного американского штата Нью-Мексико. Альберда также курирует программу «Создавая Манчестерский музей» и, таким образом, заведует коллекцией, многие экспонаты которой имеют темное происхождение. К открытию музея она подготовила новую экспозицию, посвященную теме обладания предметами материальной культуры, поручив 15 художникам нарисовать комиксы, в которых их личный опыт переплетался бы с экспонатами из фондов.

Кураторское видение Альберды представлено и в нескольких новых залах. Например, галерея Южной Азии, созданная в партнерстве с Британским музеем, стала первым в стране залом с постоянной экспозицией, посвященной истории и значению южноазиатской диаспоры. А популярная выставка под названием «Золотые мумии Египта» исследует еще и обстоятельства викторианской эпохи, когда были обнаружены многие из представленных здесь предметов. Отметим, что музей пригласил также куратора живых культур Нджабуло Чипангура. В его ведении — более 20 тыс. объектов из Африки, Азии, Океании и Америки. Как и Альберда, он работает над выстраиванием равноправных партнерских отношений с тамошними сообществами.

Снаружи Манчестерский музей выглядит как прежде, однако внутри него многое меняется. Фото: The Manchester Museum
Снаружи Манчестерский музей выглядит как прежде, однако внутри него многое меняется.
Фото: The Manchester Museum

Подобные изменения происходят и в других учреждениях. В день открытия музея еще одна манчестерская институция, Центр современного искусства Китая (CFCCA), распахнула свои двери под новым названием “esea Contemporary”, подразумевающим аббревиатуру для стран Восточной и Юго-Восточной Азии (ESEA). Это, по словам директора центра Чжу Сяовэня, часть «важнейшей трансформации, затеянной в целях переосмысления и пересмотра цели и миссии нашей организации».

«В музеях по всей стране — всплеск интереса к размышлениям о связях между коллекциями и исчезновением исторической памяти, — говорит Садия Куреши, старший преподаватель в Бирмингемском университете. — Все чаще посетители приходят не просто для того, чтобы прочитать под экспонатом табличку с описанием. Им интересен более широкий контекст».

Еще одно важное направление деятельности Александры П. Альберды — поддержка прав коренных общин на их культурное наследие, для чего Манчестерский музей перейдет к «проактивной» репатриации объектов. В 2019 году в результате сотрудничества с Австралийским институтом исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива (AIATSIS) музей уже вернул в собственность коренных народов Австралии 43 церемониальных предмета. Воодушевившись сделанным, в музее объявили, что собираются провести самостоятельную экспертизу, чтобы выяснить происхождение вещей из своей коллекции, а не ждать, пока с ними свяжутся представители коренных народов, требуя возвращения артефактов.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+