18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Режим Бенито Муссолини впервые музеефицируют

В музее будут представлены фотографии фашистской эпохи и памятные вещи, такие как фотография мальчика, одетого в фашистскую форму и представляющая идею образования, выдвинутую режимом. Фото: Centro Studi Rsi
В музее будут представлены фотографии фашистской эпохи и памятные вещи, такие как фотография мальчика, одетого в фашистскую форму и представляющая идею образования, выдвинутую режимом.
Фото: Centro Studi Rsi
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Кураторы новой институции в городе Сало уверяют, что она не будет «ни демонизировать, ни защищать» тоталитарный режим в Италии. Однако представители антифашистских организаций не скрывают подозрений насчет того, что речь может идти о явной ностальгии

В живописном городке Сало на севере Италии нынешней осенью планируют открыть первый в стране музей фашизма. Его кураторы Роберто Кьярини, Елена Пала и Джузеппе Парлато заявляют, что экспонаты прольют больше света на неоднозначный период итальянской истории. Правда, местные антифашисты утверждают, что музей поддерживает влиятельный поклонник дуче, и предупреждают, что институция может стать «Меккой для ностальгирующих по тоталитарному режиму».

Задуман проект как «Музей Итальянской Социальной Республики». Название отсылает к марионеточному государству на оккупированной Германией территории Северной Италии, которым Бенито Муссолини (1883–1945) управлял из Сало на протяжении полутора лет, с сентября 1943 года. За это время из страны были депортированы тысячи евреев; фашисты в союзе с немецкими нацистами вели гражданскую войну с партизанами, а дезертиры устраивали беспорядки на улицах. В итоге дуче был пойман при попытке побега через швейцарскую границу и казнен в апреле 1945-го. Его могилу в городке Предаппио ежегодно посещают неофашисты — их привозят туда автобусами.

Экспозиция музея будет посвящена нацистской оккупации Италии, а также подпольному движению Сопротивления. Предполагается, что экспонатами станут вырезки из газет, фотографии, фрагменты кинохроники, письма, личные вещи граждан ИСР. Посетители смогут больше узнать о республике с помощью интерактивной карты и даже побывать в реконструированном бомбоубежище той эпохи. Музей площадью 220 кв. м займет целый этаж уже действующего Музея Сало (MuSa). На новый проект выделено €235 тыс., из которых €100 тыс. получены от властей Ломбардии, еще €30 тыс. внесла администрация города Сало. Остальные средства поступили от частных лиц, имена которых не раскрываются.

Выставка  «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa). Фото: MuSa
Выставка «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa).
Фото: MuSa

«Фашизм стал причиной раскола в нашем обществе, который ощущается до сих пор», — говорит один из кураторов институции Роберто Кьярини, руководитель исследовательского центра, занимающегося историей ИСР. Лиза Червиньи, директор Музея Сало, уверена, что историю фашизма нужно изучать беспристрастно. «Мы не заинтересованы ни в демонизации, ни в защите той эпохи», — подчеркивает она.

Предложения по созданию в Италии музея фашизма возникали и прежде — например, в том самом городе Предаппио, где покоится прах Муссолини, и даже в Риме. Тем не менее оба эти проекта были отложены в 2020 году. Мэр итальянской столицы вообще тогда утверждал, что «Рим — антифашистский город».

Раньше в Музее Сало уже демонстрировалась небольшая постоянная экспозиция об Итальянской Социальной Республике, а также проходили временные выставки, посвященные фашистскому наследию. Одна из них, «Культ дуче», открывшаяся в 2016 году, исследовала феномен поклонения Муссолини. Выставка вызвала волну протестов и демонстраций у стен музея. И сейчас представители Национальной ассоциации итальянских партизан (ANPI) и антифашистской благотворительной организации Brigate Fiamme Verdi беспокоятся, что будущий музей в Сало станет местом паломничества неофашистов, если «не сможет должным образом осветить последствия фашизма в Республике Сало».

Выставка  «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa). Фото: MuSa
Выставка «Молодежь при фашизме. Образовательный проект диктатора», проходившая в Музее Сало (MuSa).
Фото: MuSa

Лучо Педрони, глава филиала ANPI в Брешии, подчеркивает, что организация не против музея в Сало. Однако он уверен в том, что необходимо уделять гораздо больше внимания злодеяниям тоталитарного режима. Педрони предупреждает: часть экспонатов наверняка передадут в дар местные жители, ностальгирующие по фашизму. По его словам, один из основных спонсоров музея — Марко Бонометти, влиятельный бизнесмен, которого газеты часто называют поклонником Муссолини. Он также является вице-президентом фонда Opera Pia Carità Laicale, которому принадлежит здание MuSa.

Лиза Червиньи не стала подтверждать или опровергать информацию о том, что Бонометти спонсирует новый музей. Однако Джанпаоло Комини, член правления MuSa и участник ANPI, утверждает, что Бонометти — единственный частный спонсор музея. Описывая его как «щедрого мецената» MuSa, Комини говорит, что бизнесмен заинтересован в проекте по двум причинам. Во-первых, это может увеличить число посетителей городского музея, а во-вторых, он «симпатизирует» фашистской эпохе. Сам Марко Бонометти от комментариев отказался. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+