18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Наша египтомания, тайная и явная, оставила зримый след в архитектуре

«Египетский дом». Санкт_Петергбург, ул. Захарьевкая, 23. Фото: Wikimedia Commons
«Египетский дом». Санкт_Петергбург, ул. Захарьевкая, 23.
Фото: Wikimedia Commons
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Увлечение эстетикой Древнего Египта началось в Европе со времени наполеоновских походов. Москву такого рода веяния тоже не обходили, что нашло отражение в архитектурно-художественном облике ряда строений

Московская застройка всегда отличалась неупорядоченностью, граничащей с хаотичностью, да и архитектурный облик города был довольно эклектичным. Наблюдательные путешественники и мемуаристы подмечали в нем ориентальные черты. Разумеется, среди многих восточных влияний есть в московской архитектуре и глубокий египетский след. Достаточно выйти на главную площадь столицы — Красную, где в пирамидальном мавзолее покоится мумия Ленина. Или если вы пойдете по Долгоруковской улице мимо зданий Стоматологического университета и посмотрите наверх, то на фасаде одного из корпусов увидите барельефы со сфинксами.

Этой теме посвящено научно-популярное и богато иллюстрированное исследование Алины Пушкаревой. Работу отличает изобилие фактического материала, который, пожалуй, нуждается в лучшей систематизации. Книга «Египетская тайнопись московской старины» состоит из 18 глав, почти все они рассказывают о каком-то сооружении, но некоторые — об элементах декора (обелиски, статуи). Затруднение состоит в том, что нет ни хронологического, ни территориального, ни именного принципа в последовательности глав. Исследовательница начинает с рассмотрения доходных домов, возведенных в эпоху модерна, но с середины книги наступает чехарда советского ампира, классицизма первой трети XIX века, русского модерна и современных построек.

Алина Пушкарева. «Египетская тайнопись московской старины. Легенды. Имена. Эпохи». М.: Издательский дом «Арт. Собрание», 2022. 340 с.: ил.
Алина Пушкарева. «Египетская тайнопись московской старины. Легенды. Имена. Эпохи». М.: Издательский дом «Арт. Собрание», 2022. 340 с.: ил.

Если все-таки попробовать навести мысленный порядок, то можно отметить следующее. «Московский Египет» начался после Наполеоновских войн. Самые ранние из сохранившихся проектов — оранжерея и кухня («египетский павильон») в усадьбе Кузьминки (работа Жилярди — Воронихина), Египетская столовая в усадьбе Архангельское (оформление Джузеппе Артари), лестница со сфинксами и мумиями в доме Глебовой, где ныне располагается отдел графики ГМИИ им. А.С. Пушкина (архитектор Федор Шестаков). Алина Пушкарева склоняется к версии, что египетская мода была заимствована Москвой из работ Джованни Баттиста Пиранези, но, согласно другой версии, египетские мотивы принесены на французских штыках после экспедиции Наполеона 1798 года.

Расцвет «московского Египта» неразрывно связан с расцветом архитектурного модерна. В египетском стиле отделывали фасады доходных домов, вестибюли зданий, залы в общественных и частных домах. Элементы египетской культуры находили отражение в декоре колонн и пилястров, маскаронах, пекторалях с крылатыми символами, орнаментах (водяные лилии, лотосы, папирусы, саркофаги, псевдо­иероглифы). Ключевые «агенты египетского влияния» в среде московских зодчих — Роман Клейн, Виктор Мазырин, Федор Шехтель.

Египетский павильон, возведенный в усадьбе «Кузьминки» в 1820-е, стал ярким образцом ампирной моды на древние мотивы, позаимствованные с берегов Нила. Фото: Предоставлено автором
Египетский павильон, возведенный в усадьбе «Кузьминки» в 1820-е, стал ярким образцом ампирной моды на древние мотивы, позаимствованные с берегов Нила.
Фото: Предоставлено автором

Мотивы российские архитекторы чаще всего заимствовали из Франции. По мнению Алины Пушкаревой, важное значение имели труды египтолога Ашилля Присс д’Авена (1807–1879), а также оформление павильонов всемирных выставок в Париже. Хотя тогдашняя архитектурная критика довольно сурово оценивала эти «вакханалии нашего decadence и moderne, целиком и в самых плохих репродукциях перенесенного на русскую почву с запада». Например, о построенном Адольфом Эрихсоном доходном доме на Большой Дмитровке журнал «Искусство» писал в 1905 году так: «Досадно видеть, что египетский стиль, серьезный и священный от века — пересаживается на такой пошлый современный фасад».

Советские реплики египетской культуры связаны с работой учеников и ассистентов прежних архитекторов модерна, а также с возрождением в СССР имперских амбиций (обелиски около двух высотных зданий, платформа станции метрополитена «Дворец Советов», впоследствии «Кропоткинская»). Скажем, оформление бассейна лаборатории гидравлики Сельскохозяйственной академии (1927) было выполнено Карлом Гиппиусом (мастерская Романа Клейна) и Валентином Дубовским (ассистент Игнатия Нивинского) в стиле египетского храма. Заказчик, профессор Александр Милович, трактовал этот интерьер символически: «На груди сфинкса под священным жуком видно спиралеобразное движение жидкости, одинаково дающее начало развития солнечных систем и рациональных форм спиральных камер водяных турбин наших гидросиловых станций».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+