18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мечом и крестом: святые заступники Русской земли

Икона (горельеф) «Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений». Москва. XVII в., живопись – 1771. Фото: Музеи Московского Кремля
Икона (горельеф) «Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений». Москва. XVII в., живопись – 1771.
Фото: Музеи Московского Кремля
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Выставка в Музеях Московского Кремля объединила образы небесных воинов в русском искусстве от домонгольского времени до XX столетия, предметы придворного церемониала, связанные с этой темой, а также подлинные доспехи прошлых эпох

Выставка позволяет проследить развитие культа святых воинов и их иконографии на протяжении веков, начиная с домонгольской эпохи и заканчивая ХХ веком, в самых разных техниках — от иконописи до акварельной графики. Возглавляет «Небесное воинство» архангел Михаил — воевода небесных сил, за ним следуют святые времен раннего христианства, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Димитрий Солунский, а также менее известные Феодор Тирон, Меркурий, Мина, Андрей Стратилат, Никита Бесогон, Иоанн Воин и Уар. Затем шествуют древнерусские князья-мученики Борис и Глеб, Юрий Всеволодович, Михаил Черниговский и полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской.

По словам куратора выставки Сергея Брюна, идея проекта зародилась в 2021 году. Тогда планировалось, что это будет выездная выставка, которая позволит показать православный взгляд на почитание воинов в цитадели католицизма — Ватикане. После того как международные музейные обмены были приостановлены, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина предложила сделать эту экспозицию одной из двух главных выставок 2023 года. Это позволило значительно обогатить выставку, увеличив количество экспонатов примерно в два раза, и, главное, теперь в витринах можно увидеть большое количество «невыездных» предметов, которые в Италию никогда бы не отправили. Все это вещи, которые и свое место в Кремле покидают с большим трудом.

«Архангел Михаил с деяниями ангелов». Москва. Около 1400. Фото: Музеи Московского Кремля
«Архангел Михаил с деяниями ангелов». Москва. Около 1400.
Фото: Музеи Московского Кремля

Например, икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов», которую в последний раз изымали из иконостаса Архангельского собора в 1980-е для реставрации. Из Успенского собора в выставочный зал перенесли так называемую доску гробную Димитрия Солунского — икону, вероятно написанную на деревянном щите, покрывавшем гробницу святого. Благодаря князю Всеволоду Большое Гнездо она стала храмовым образом Дмитриевского собора во Владимире.

«Выставка поистине историческая — прежде всего в силу беспрецедентного сосредоточения столь разнообразных шедевров древнерусского искусства. Для меня, как автора концепции и куратора выставки, особое значение имеет то, что, помимо научной значимости и бесспорной эстетической ценности, наша выставка взывает к незыблемым, непреходящим темам, раскрывая историю подлинного, многовекового благочестия», — считает Сергей Брюн.

Среди редко или вовсе не экспонировавшихся памятников — западноевропейский рельеф с изображением святого Георгия и дракона из Успенской звонницы, алебастровый Феодор Стратилат из церкви Троицы на Капельках, подаренный Алексеем Михайловичем своему печнику, рельеф Никиты Бесогона, спасенный после революции от уничтожения Николаем Померанцевым. Немало экспонатов предоставили Государственная Третьяковская галерея и Музей русской иконы им. Михаила Абрамова.

Серебреник князя Ярослава Мудрого. Новгород. 1014. Фото: Государственный Эрмитаж
Серебреник князя Ярослава Мудрого. Новгород. 1014.
Фото: Государственный Эрмитаж

Всего проект включает около 130 произведений, которые распределены между двумя площадками. В Патриаршем дворце представлены святые воины во всевозможных ипостасях, в том числе одна из самых древних русских статуй — «Георгий Победоносец» Василия Ермолина 1464 года, одолженная Третьяковкой. Здесь можно увидеть и нумизматический раритет XI века — «сребреник Ярослава» из Эрмитажа, на котором вычеканен небесный покровитель мудрого князя — святой Георгий, а также посмотреть на древнейшие сохранившиеся образцы русского лицевого шитья — две хоругви с архангелами Михаилом и Гавриилом рубежа XII–XIII веков (впервые они представлены в паре). Изображения воинов дополнены реальными мечами и доспехами, соответствующими эпохе.

В Успенской звоннице рассказывается о том, как к заступничеству небесного воинства обращались в русском придворном церемониале и государственной символике. Причем не только в царской и императорской, но и в советской — последний раздел выставки показывает, как искусство 1930–1950-х годов работало с образами Александра Невского и Дмитрия Донского.  

Музеи Московского Кремля
«Небесное воинство. Образ и почитание»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+