18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

В Еврейском музее и центре толерантности продолжается выставка, посвященная истории и обычаям уникального субэтноса Центральной Азии. Многовековое существование на перекрестке цивилизаций обусловило культурное своеобразие бухарских евреев

Совместный проект Еврейского музея и центра толерантности с Музеем истории евреев в России посвящен одной из древнейших еврейских общин. Хотя название «бухарские евреи» закрепилось за диаспорой из-за того, что самая многочисленная ее часть жила в Бухарском ханстве (впоследствии эмирате), чаще всего оно употребляется как общее определение евреев, проживавших в Средней Азии, главным образом на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Выставка знакомит с историей и культурой бухарских евреев, в обычаях и быту которых соединились иудейская традиция и элементы центральноазиатской культуры.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Главными центрами еврейской религиозности оставались Бухара и Самарканд. Выходцы из местных еврейских общин внесли значительный вклад в развитие религиозной поэзии на фарси и иврите, а также музыкальной культуры.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Известный российский этнограф Василий Радлов, посетивший в 1860-х годах Среднюю Азию, отмечал: «Главное занятие евреев есть торговля, и именно торговля шелком, который они сами красят, и курение вина, которое прежде от них тайком покупали правоверные».

Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Помимо этого, они были искусными лекарями, хранившими старинные рецепты и народные способы лечения.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

На рубеже XIX–ХХ веков из среды успешных еврейских купцов Средней Азии выдвинулись предприниматели, просветители и меценаты, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Позже, уже в советское время, их потомки были активно вовлечены в «социалистическую модернизацию» — создавали колхозы, школы, заводы и другие предприятия. Однако традиционный уклад жизни бухарских евреев после установления советской власти в Средней Азии подвергся серьезным изменениям: общины были ликвидированы, началась почти насильственная ассимиляция, любые проявления национального своеобразия последовательно уничтожались.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Сегодня в результате массовой эмиграции большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США.

На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов двух музеев — ее инициаторов, а также из Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Экспозиция включает несколько тематических разделов, в том числе «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». Наиболее зрелищным представляется раздел «Дом и традиционная бытовая культура», где можно увидеть фрагменты домов евреев из Бухары и Самарканда конца XIX — первой трети XX века: входные двери, ставни, части колонн, расписной потолок, амулеты, предназначенные для охранения дома, а также предметы повседневного быта.

Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Инсталляцию дополнят образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, уникальные исторические документы и фотографии.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
До 18 июня

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+