18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Инвесторам предлагают покупать искусство, зная только, современное оно или старое

Бэнкси. «Morons Sepia». 2007. Фрагмент. Фото:  Sotheby's
Бэнкси. «Morons Sepia». 2007. Фрагмент.
Фото: Sotheby's
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Платформа альтернативных инвестиций Yieldstreet сулит большую прибыль инвесторам, готовым приобретать долю в произведениях искусства, не видя и не зная их. Хотя имена художников все-таки сообщают

Сравнительно новый способ инвестировать в искусство, который набирает популярность, но не очень широко рекламируется, заключается в приобретении долей в секьюритизированных займах под залог произведений искусства. Это эксклюзивный продукт нью-йоркской платформы альтернативных инвестиций Yieldstreet.

В 2019 году компания приобрела Athena Art Finance, предоставляющую коллекционерам и арт-дилерам займы под залог искусства с 2015 года. Yieldstreet объединила эти займы в инвестиционные продукты с минимальным входным порогом в $10 тыс. С 2019 года инвесторам предлагается семь портфолио займов под залог искусства. По словам директора Yieldstreet по инвестициям и финансам Ребекки Файн, средний доход от этих инвестиций составляет впечатляющие 10,3%. Как утверждает Файн, с 2015 года Athena выдала около 50 кредитов под залог искусства на общую сумму в $620 млн. За эти семь лет лишь один заемщик не смог выполнить кредитных обязательств.

Кредитование под залог собственной художественной коллекции заемщика стало стандартной практикой отделений по обслуживанию частных клиентов таких финансовых организаций, как Bank of Ame­rica, Citibank, Deutsche Bank, Gold­man Sachs, HSBC и JP Mor­gan Cha­se. Большинство банков, предоставляющих подобные займы, позволяют заемщикам не расставаться с произведениями искусства, хотя это — как и процентная ставка (обычно в размере от 2,5 до 5,5%), и соотношение размера кредита и стоимости обеспечения (в среднем 35–50%), а также сроки (как правило, не менее 6–12 месяцев) и размер займа — подлежит согласованию.

Покупка позиции в портфолио кредитов под залог искусства — не обычная инвестиция, поскольку при этом вы не вкладываете средства в подборку конкретных произведений искусства. Файн объясняет, что инвесторы не получают информацию о работах, выступающих в качестве залога, хотя имена художников им все-таки сообщают. Немногое рассказывают им и о тех, кто берет эти кредиты. «Мы можем сказать о человеке, например, что это „уважаемый коллекционер послевоенного и современного искусства“», — говорит она.

Высокие цены на аукционах не мешают Бэнкси иронизировать над их участниками. «Morons». 2007. Фото: Sotheby's
Высокие цены на аукционах не мешают Бэнкси иронизировать над их участниками. «Morons». 2007.
Фото: Sotheby's

Yieldstreet заказывает независимую оценку стоимости предлагаемых в качестве залога произведений, также их изучают профессиональные реставраторы. На основе этих сторонних оценок и собственного анализа компания определяет размер займа, который обычно составляет около половины оценочной стоимости работы. Произведения-залоги объединяются по тематическому принципу, например «послевоенное/современное искусство» или «импрессионизм/модернизм». «По нашим условиям произведения должны быть авторства не менее трех разных художников, чтобы обезопасить портфель от рисков концентрации. В свою очередь, возможности тех, кто хочет вывести свои инвестиции досрочно, весьма ограниченны. Время от времени Yieldstreet предлагает инвесторам тендер, позволяя им ликвидировать свою долю, если они пожелают», — говорит Файн.

Многие вспомнят секьюритизированные ипотечные кредиты, ставшие ключевым элементом кризиса на рынке недвижимости в 2008 году. Однако параллели в целом заканчиваются на том факте, что в обоих случаях речь идет о зай­мах, поскольку многие из домовладельцев брали ипотеку куда больше, чем могли себе позволить, в то время как коллекционеры, берущие кредит, не окажутся на улице, если не смогут его погасить. Однако, по мнению преподавателя экономики в Университете Массачусетса в Амхерсте Джеральда Фридмана, в случае сильного падения цен на искусство некоторые из кредиторов действительно могут не выполнить своих обязательств по займу. Неуклонный рост цен на произведения искусства в последнее десятилетие, отмечает Фридман, «выглядит как пузырь на арт-рынке, когда произведение дорожает быстрее других активов». «Цены будут расти до тех пор, пока люди не начнут нервничать и продавать свои произведения. Как только это произойдет, цены начнут падать, что приведет к цепной реакции», — полагает экономист.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+