18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Публике вновь дарованы «Право на отдых» и «Право на образование»

Панно «Советский народ имеет право на отдых» и «Советский народ имеет право на образование». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Панно «Советский народ имеет право на отдых» и «Советский народ имеет право на образование».
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В павильон «Центральный» на ВДНХ возвращены отреставрированные в Третьяковке монументальные панно советских художников. Но это лишь часть декора, украсившего павильон при его строительстве в 1954 году, и некоторые арочные рамы пока остаются пустыми

Четыре грандиозных панно советских живописцев из фондов Государственной Третьяковской галереи вернулись на свои места в интерьере павильона «Центральный» на ВДНХ, который в ближайшие месяцы должен быть открыт для публики выставкой из коллекции Третьяковки.

Реставрация «Центрального» стартовала в 2014 году. В самом ее начале в павильоне нашли зашитый фанерой горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира — слава!», а в цоколе здания — намотанную на вал огромную, 6,75 на 11 м, картину Александра Герасимова. На ней изображены делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда 1935 года — именно на этом съезде крестьяне и рабочие просили организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. И горельефом, и полотном реставраторы занимаются на месте — из-за размеров произведений.

Хотя это были не единственные монументальные работы в павильоне. От периода его строительства — 1954 года (архитекторы Георгий Щуко и Евгений Столяров), на который восстанавливается здание, сохранилось не так много фотографий, тем не менее на них видны и скульптурные группы, и гипсовый фриз, и внушительные вазы, и большеразмерная живопись на стенах.

Павел Соколов-Скаль. Панно «Штурм Зимнего дворца». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Павел Соколов-Скаль. Панно «Штурм Зимнего дворца».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Архивные фотографии помогли соотнести полотна из собрания Третьяковки с историческими нишами, в которых они изначально находились. Реконструкция павильона и сотрудничество Третьяковской галереи и ВДНХ стали хорошей возможностью для того, чтобы эти четыре панно, сохранившиеся в запаснике ГТГ, смогли вернуться в павильон», — рассказала нашему изданию Александра Гусейнова, заведующая отделом координации вопросов хранения ГТГ. Речь идет о двух горизонтальных полотнах Павла Соколова-Скаля «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов» и «Штурм Зимнего дворца», а также о двух вертикальных с арочными завершениями — «Советский народ имеет право на отдых» Сергея Отрощенко и «Советский народ имеет право на образование», созданном бригадой под руководством Александра Герасимова. «Снятые со стен павильона, работы Соколова-Скаля недолго были в экспозиции галереи на Крымской набережной, а потом десятилетиями все четыре хранились на валах», — поясняет Александра Гусейнова.

Монтаж панно «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Размеры полотен грандиозны — от 4,5 до 7,5 м, и главный враг таких работ — их собственный вес. «Из-за длительного хранения на валу и истории бытования на основе всех работ были складки, замятости; углы вытянуты и деформированы. На двух большемерных полотнах Соколова-Скаля были видны следы предыдущих реставраций: подведенные заплаты на прорванных участках кромок, изменившиеся тонировки. В местах деформаций и сломов основ, а также пастозных участков красочного слоя появились расслоения и осыпи краски. Плотное поверхностное загрязнение скрывало авторский колорит живописи на всех панно, как и следы побелки», — говорит Анна Мельничук, художник-реставратор отдела научной реставрации живописи ХХ века. Пришлось укреплять основу, стабилизировать все швы, дублировать кромки гигантских холстов, укреплять участки живописи, раскрывать ее от загрязнений, чтобы увидеть яркость красок. «Переезда в пространство павильона „Центральный“ отреставрированные панно ждали целый год в фонде живописи ХХ века. Причем для временного хранения двух полуовальных панно воспользовались историческим валом от картины Александра Иванова „Явление Христа народу“, отремонтировав его», — добавляет Анна Мельничук.

Монтаж панно «Советский народ имеет право на образование». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно «Советский народ имеет право на образование».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Три месяца отняло у виртуозов из столярной мастерской ГТГ Никиты Князева и Евгения Шумова изготовление новых подрамников. После изучения сохранности живописи всех панно по краям и загибов холстов по кромкам современные подрамники были изготовлены строго в размер авторской живописи каждого произведения.

Документов о монтаже от 1954 года не сохранилось, но многочисленные гвоздевые проколы и следы бронзовой краски по краям панно рассказали специалистам о способе сокрытия технического зазора по периметру ниш: накладки монтировались гвоздями через живопись к подрамникам и красились бронзовой краской в тон лепных рам. Заключительный этап реставрации проходил в самом павильоне, в огромном в зале Конституции — здесь собирали грандиозные подрамники и натягивали на них холсты.

Монтаж панно потребовал усилий множества людей. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно потребовал усилий множества людей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еще одна проблема: реставрация интерьеров уже велась, когда зашла речь о возвращении в них панно. Многопрофильные ниши пришлось дополнительно укреплять, ведь вес одной картины — около 300 кг (подрамник плюс холст с живописью). Существовала опасность, что картины не совпадут по размеру с проемами — что и случилось с арочными работами, поэтому их вставили в проемы с отступом от стены, не заводя в последний профиль обрамления. Монтаж занял 12 дней, а всего в работе над панно принимали участие 11 реставраторов и 2 столяра.

Часть арочных рам в залах павильона «Центральный» (всего в нем 9 залов, включая 30-метровой высоты зал Конституции) до сих пор остаются пустыми. Но есть надежда, что полотна из них найдутся — на ВДНХ или где-то еще. Когда в павильоне откроется экспозиция Третьяковской галереи, отобранные для нее произведения крепить на стены не будут, а разместят на временных стендах, поскольку здание является памятником культурного наследия.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+