18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Публике вновь дарованы «Право на отдых» и «Право на образование»

Панно «Советский народ имеет право на отдых» и «Советский народ имеет право на образование». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Панно «Советский народ имеет право на отдых» и «Советский народ имеет право на образование».
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В павильон «Центральный» на ВДНХ возвращены отреставрированные в Третьяковке монументальные панно советских художников. Но это лишь часть декора, украсившего павильон при его строительстве в 1954 году, и некоторые арочные рамы пока остаются пустыми

Четыре грандиозных панно советских живописцев из фондов Государственной Третьяковской галереи вернулись на свои места в интерьере павильона «Центральный» на ВДНХ, который в ближайшие месяцы должен быть открыт для публики выставкой из коллекции Третьяковки.

Реставрация «Центрального» стартовала в 2014 году. В самом ее начале в павильоне нашли зашитый фанерой горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира — слава!», а в цоколе здания — намотанную на вал огромную, 6,75 на 11 м, картину Александра Герасимова. На ней изображены делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда 1935 года — именно на этом съезде крестьяне и рабочие просили организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. И горельефом, и полотном реставраторы занимаются на месте — из-за размеров произведений.

Хотя это были не единственные монументальные работы в павильоне. От периода его строительства — 1954 года (архитекторы Георгий Щуко и Евгений Столяров), на который восстанавливается здание, сохранилось не так много фотографий, тем не менее на них видны и скульптурные группы, и гипсовый фриз, и внушительные вазы, и большеразмерная живопись на стенах.

Павел Соколов-Скаль. Панно «Штурм Зимнего дворца». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Павел Соколов-Скаль. Панно «Штурм Зимнего дворца».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Архивные фотографии помогли соотнести полотна из собрания Третьяковки с историческими нишами, в которых они изначально находились. Реконструкция павильона и сотрудничество Третьяковской галереи и ВДНХ стали хорошей возможностью для того, чтобы эти четыре панно, сохранившиеся в запаснике ГТГ, смогли вернуться в павильон», — рассказала нашему изданию Александра Гусейнова, заведующая отделом координации вопросов хранения ГТГ. Речь идет о двух горизонтальных полотнах Павла Соколова-Скаля «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов» и «Штурм Зимнего дворца», а также о двух вертикальных с арочными завершениями — «Советский народ имеет право на отдых» Сергея Отрощенко и «Советский народ имеет право на образование», созданном бригадой под руководством Александра Герасимова. «Снятые со стен павильона, работы Соколова-Скаля недолго были в экспозиции галереи на Крымской набережной, а потом десятилетиями все четыре хранились на валах», — поясняет Александра Гусейнова.

Монтаж панно «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно «Ленин провозглашает советскую власть на Втором съезде Советов».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Размеры полотен грандиозны — от 4,5 до 7,5 м, и главный враг таких работ — их собственный вес. «Из-за длительного хранения на валу и истории бытования на основе всех работ были складки, замятости; углы вытянуты и деформированы. На двух большемерных полотнах Соколова-Скаля были видны следы предыдущих реставраций: подведенные заплаты на прорванных участках кромок, изменившиеся тонировки. В местах деформаций и сломов основ, а также пастозных участков красочного слоя появились расслоения и осыпи краски. Плотное поверхностное загрязнение скрывало авторский колорит живописи на всех панно, как и следы побелки», — говорит Анна Мельничук, художник-реставратор отдела научной реставрации живописи ХХ века. Пришлось укреплять основу, стабилизировать все швы, дублировать кромки гигантских холстов, укреплять участки живописи, раскрывать ее от загрязнений, чтобы увидеть яркость красок. «Переезда в пространство павильона „Центральный“ отреставрированные панно ждали целый год в фонде живописи ХХ века. Причем для временного хранения двух полуовальных панно воспользовались историческим валом от картины Александра Иванова „Явление Христа народу“, отремонтировав его», — добавляет Анна Мельничук.

Монтаж панно «Советский народ имеет право на образование». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно «Советский народ имеет право на образование».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Три месяца отняло у виртуозов из столярной мастерской ГТГ Никиты Князева и Евгения Шумова изготовление новых подрамников. После изучения сохранности живописи всех панно по краям и загибов холстов по кромкам современные подрамники были изготовлены строго в размер авторской живописи каждого произведения.

Документов о монтаже от 1954 года не сохранилось, но многочисленные гвоздевые проколы и следы бронзовой краски по краям панно рассказали специалистам о способе сокрытия технического зазора по периметру ниш: накладки монтировались гвоздями через живопись к подрамникам и красились бронзовой краской в тон лепных рам. Заключительный этап реставрации проходил в самом павильоне, в огромном в зале Конституции — здесь собирали грандиозные подрамники и натягивали на них холсты.

Монтаж панно потребовал усилий множества людей. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Монтаж панно потребовал усилий множества людей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еще одна проблема: реставрация интерьеров уже велась, когда зашла речь о возвращении в них панно. Многопрофильные ниши пришлось дополнительно укреплять, ведь вес одной картины — около 300 кг (подрамник плюс холст с живописью). Существовала опасность, что картины не совпадут по размеру с проемами — что и случилось с арочными работами, поэтому их вставили в проемы с отступом от стены, не заводя в последний профиль обрамления. Монтаж занял 12 дней, а всего в работе над панно принимали участие 11 реставраторов и 2 столяра.

Часть арочных рам в залах павильона «Центральный» (всего в нем 9 залов, включая 30-метровой высоты зал Конституции) до сих пор остаются пустыми. Но есть надежда, что полотна из них найдутся — на ВДНХ или где-то еще. Когда в павильоне откроется экспозиция Третьяковской галереи, отобранные для нее произведения крепить на стены не будут, а разместят на временных стендах, поскольку здание является памятником культурного наследия.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+