18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще один манеж стал выставочным залом

Здание Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Здание Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В подмосковном Звенигороде после реставрации открыли здание 1830-х годов, где до революции размещались склады и любительский театр, а в советское время — кинотеатр

Звенигородский государственный музей-заповедник 8 марта открыл после реставрации новое пространство — Манеж. Здание, возведенное в 1830-е годы, является самой старой сохранившейся светской постройкой города. Оно не богато архитектурной отделкой, однако имеет характерные арочные окна и широкие ворота, а также типичные для ампира пропорции.

Здание Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Здание Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

Первоначально здание использовалось как соляной склад и винный подвал; в последней четверти XIX века на него претендовало военное министерство, однако конной выездкой в нем никогда так и не занимались. В конце XIX столетия здесь обосновался любительский театр, и на афише его спектакля «На паях» впервые появилось название «Манеж», которое прижилось. Он стал главной общественной площадкой дореволюционного Звенигорода, где проводились городские и уездные театральные и музыкальные мероприятия.

С 1918 года Манеж функционировал как кинотеатр. В 1960-е годы его реконструировали: были наращены стены, появились два зрительных зала и фойе, и в итоге его площадь превысила 2 тыс. кв. м.

Манеж в Звенигородском государственным музее-заповеднике после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Манеж в Звенигородском государственным музее-заповеднике после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В 1990-е годы бывший кинотеатр стал Центром культуры и отдыха, однако состояние его ухудшалось, с 2003 года он пустовал. В 2007-м его передали Звенигородскому музею-заповеднику, однако потом это решение было отозвано и здание было выставлено на публичные торги, что в итоге не принесло ощутимого результата. Преодолев этап, когда Манеж хотели превратить в ресторан или торговый центр, его вернули музею, и в 2019 году началась реконструкция, которая осложнялась тем, что постройка является вновь выявленным памятником истории и культуры регионального значения. На работы из бюджета Московской области в 2019 году было выделено 158 млн руб.

Залы Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Залы Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

В ходе реставрации был восстановлен архитектурный и художественный облик объекта XIX века и соединен с более поздними пристройками: демонтированы поздние диссонирующие крыльца и эвакуационные выходы, фасады окрашены в светло-охристый цвет, раскрыты арочные проемы, проем ворот и белокаменный цоколь. Фасады советской надстройки окрасили в более светлый по сравнению с историческим объемом оттенок, восстановили разрушенный венчающий карниз. Раскрытые арочные проемы и проем ворот, а также восстановленные утраченные глухие створки ворот на железных петлях стали акцентом интерьера, как сообщает Главное управление культурного наследия Московской области. Одной из ключевых идей реставрации было лишить здание флера советского дома культуры и возвратить ему ампирную стилистику.

Справка
Кто занимался реставрацией

Проект реставрации и инженерных сетей выполнило архитектурное бюро «Народный архитектор» (генеральный директор — Дмитрий Селивохин, автор проекта — архитектор Алексей Курков). Реставрация здания проведена ООО «Равелин». Реставрационные работы проходили в рамках программы правительства Московской области «Культура Подмосковья».

Еще…

«Проект восстановления и преобразования Манежа в музей имеет ключевое значение для Звенигорода, — говорил порталу Archi.ru соруководитель бюро «Народный архитектор» Дмитрий Селивохин. — По своей сути это один из символов города, который в силу различных обстоятельств оказался на грани уничтожения. Уже в современной истории здание Манежа несколько раз находилось под угрозой необратимых изменений, и для нас большая радость, что именно нам посчастливилось вернуть этот памятник культуры в городской ансамбль, тем более с такой чудесной функцией, как музей».

Залы Манежа после реставрации. Фото: Арсений Россихин
Залы Манежа после реставрации.
Фото: Арсений Россихин

Благодаря восстановлению Манежа музей получил дополнительную выставочную площадь, что поможет разгрузить экспозицию, ныне размещающуюся в Саввино-Сторожевском монастыре.

Специально подготовленная к открытию экспозиция заняла северный выставочный зал Манежа. Она посвящена истории города и ее ключевым фигурам и получила название «Звенигород. От земли до неба». Подлинные музейные экспонаты сопровождают 3D-визуализация археологических находок, анимация архивных документов и произведений искусства, объемные проекции на модели городища.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+