18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Проект «Названо Вазари» в Нижнем Новгороде показывает старое в зеркале нового

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

О том, что общего у Ренессанса и современного искусства, со страстью рассказывает вторая часть трилогии совместных выставок ГМИИ и нижегородского «Арсенала». На выставке зритель буквально поднимается к знаниям

Для нижегородской культурной ситуации имя итальянского художника и писателя Джорджо Вазари (1511–1574) значит на удивление много. С 2014 года в Нижнем Новгороде проходит фестиваль текстов об искусстве, названный в честь знаменитого итальянца, его имя носит книжный магазин в кремле.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO

В 2019-м, после того как сеть региональных филиалов Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) была присоединена к Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, директор нижегородского ГЦСИ (Арсенала) Анна Гор придумала серию выставок, посвященных Вазари. Как известно, он ввел в обиход понятия готики, Ренессанса и маньеризма. Идея Анны Гор состояла в том, чтобы взять эти три предложенных Вазари больших периода в истории искусства и показать их преломление в искусстве современном. Подобный нелинейный подход сегодня в моде. Кураторы ГМИИ, кандидаты искусствоведения Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова как раз специалисты по итальянскому Возрождению, и нынешнюю, вторую часть выставочной трилогии они сделали со страстью.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO

ГМИИ привез в Нижний Новгород представительную коллекцию — порядка 80 произведений широчайшего жанрового и видового спектра, от скульптуры и живописи до монет и майолики. Зрителям показывают гравюры Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего, живопись круга Боттичелли и Пинтуриккьо, медали Пизанелло и барельефы последователей Лоренцо Гиберти и Джованни делла Роббиа. Их дополняет три десятка работ современных художников: Валерия Кошлякова, Егора Крафта, Тимура Новикова, Айдан Салаховой и других.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO

Экспозиция состоит из шести глав: «Человек и герой», «Античность и классическая традиция», «Религия и вера», «Пространство», «Наука и образование» и «Ренессанс и „ренессансы“». Последний раздел рассказывает о репликах ренессансных произведений, созданных преимущественно в XIX веке. Нередко они попадали к коллекционерам с одной атрибуцией, но в процессе дальнейшего изучения получали новую, более позднюю. Подобных отсветов Ренессанса в запасниках ГМИИ немало.

Музейные экспонаты дополнялись современными работами по принципу не столько визуальной, сколько концептуальной схожести. Кураторы искали параллели в контексте и идеях, которые вдохновляют художников. Например, в разделе «Пространство» фигурируют современные живописцы Сергей Бояринцев, Евгения Буравлева, Егор Плотников. Для них понятия гармонии и баланса в живописи так же важны, как и для художников 500 лет назад.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO

Ренессансная концепция портрета подразумевала героизацию человека и восхваление его добродетелей. Кураторы увидели те же принципы в работах Владислава Мамышева-Монро — на выставке есть его фотопортрет в образе Фауста.

Экспозиционный дизайн сделал легендарный архитектор Александр Бродский. Он выстроил анфиладу со скошенным уровнем пола; от начала к финалу зритель как бы подымается в гору, восходит к знаниям. Выставку отличает серьезный, знаточеский подход, она предлагает материал для дискуссий и размышлений, цель которых — разобраться в ренессансном восприятии мира. К выставке подготовили обширную образовательную программу.  

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Нижний Новгород — Арсенал)
«Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен»
До 9 апреля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+