18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера

Эдвард Хоппер. «Утреннее солнце». 1952. Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York
Эдвард Хоппер. «Утреннее солнце». 1952.
Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий

Большая выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» объединила редко экспонируемые вещи с его самыми знаменитыми городскими пейзажами. Несмотря на некоторые пробелы — больше всего бросается в глаза отсутствие картины 1942 года «Полуночники», которую не удалось получить из Чикагского института искусств, — на выставке нет недостатка в выдающихся полотнах. Они ведут нас по ресторанам, офисам, театрам, мостам, крышам и туннелям, рассказывая долгую историю взаимоотношений художника с городом, в котором он прожил почти 60 лет.

Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни. Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art
Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни.
Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art

Нью-Йорк Эдварда Хоппера — это почти всегда город, который другие художники его эпохи игнорировали. Он изучал пустынные улицы, силуэты в окнах домов, тихую жизнь вдали от небоскребов. Нью-Йорк стал музой и зеркалом, на которое Хоппер проецировал собственную личность; в одном из интервью в 1963 году он признавался, что главной его задачей в искусстве было исследование самого себя. Его изображения Нью-Йорка никогда не задумывались как социальный комментарий или документ, хотя они, разумеется, неизбежно фиксировали важные этапы истории и преобразования города.

Эдвард Хоппер. «Манхэттенский мост». 1925–1926. Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York
Эдвард Хоппер. «Манхэттенский мост». 1925–1926.
Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York

Значительная часть экспонатов взята из не имеющей равных коллекции самого Музея Уитни, насчитывающей более 3 тыс. работ Эдварда Хоппера (его вдова Джозефина завещала музею наследие мужа). Более 200 произведений, охватывающих всю карьеру художника, экспонируются в огромном пространстве, где посетители могут двигаться по собственному маршруту по тематическим разделам, в числе которых «Горизонтальный город», «Реальность и фантазия», «Окно». Как объясняет куратор Ким Конати, такая структура призвана «имитировать опыт исследования города, по которому вы гуляете в одиночестве», и «подчеркнуть, что Хоппер часто возвращался к одним и тем же темам и мотивам».

Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни. Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art
Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни.
Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art

Среди самых сильных впечатлений раздел «Город в печатной графике» — объединивший ранние иллюстрации, рекламные работы и журнальные обложки Хоппера — который станет открытием для неискушенного зрителя, поскольку он демонстрирует и многогранность таланта художника, и его развитие.

Кураторам выставки удалось мастерски подчеркнуть связи между ранними иллюстрациями работы Хоппера и его поздними полотнами. Например, картину 1940 года «Офис ночью» они поместили рядом с несколькими ранними иллюстрациями Хоппера, изображающими офисные интерьеры.

Еще одна удача — раздел «Вашингтон-сквер», куда вошли полные нежности портреты жены Хоппера Джо вместе с завораживающей подборкой акварелей и рисунков.

Эдвард Хоппер. «Нью-Йоркский интерьер». 1921. Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York
Эдвард Хоппер. «Нью-Йоркский интерьер». 1921.
Фото: Whitney Museum of American Art, New York/2022 Heirs of Josephine N. Hopper/Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York

Однако в некоторых случаях компоновка работ вызывает недоумение. Так, пронзительная последняя картина Хоппера «Два комедианта» (1966), на которой он изобразил себя и жену в образе актеров комедии дель арте, вышедших на последний поклон, экспонируется рядом с не имеющей с ней ничего общего «Комнатой в Нью-Йорке» 1932 года, и зрителю не дается никакого сопроводительного текста, объясняющего важность «Комедиантов».

Больше всего поражает неожиданно яркая палитра городских видов Хоппера, опровергающая расхожее представление о том, что художник изображает город мрачным или меланхоличным.

Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни. Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art
Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни.
Фото: Ron Amstutz/Whitney Museum of American Art

Хотя на первый взгляд героиня «Комнаты в Бруклине» может показаться отчужденной, теплота красок и прямоугольник золотого света, обрамляющий ее фигуру, говорят не только об одиночестве — тропе, который сам Хоппер считал слишком избитым.

«Нью-Йорк Эдварда Хоппера» — первая выставка Музея Уитни, построенная на переданном туда в 2017 году архиве Сэнборна — Хоппера. Это целый клад произведений искусства и артефактов, связанных с жизнью художника, которые прежде были недоступны и не экспонировались. Их собрал преподобный Артайер Сэнборн, бывший проповедник и хранитель дома в Найеке, где прошло детство Хоппера и где вплоть до своей смерти в 1965 году жила его сестра Марион. Этот дар послужил кураторским стержнем экспозиции, в которую впервые вошли записные книжки, письма и фотографии, дающие редкую возможность заглянуть в быт и частную жизнь художника.  

Музей американского искусства Уитни
«Нью-Йорк Эдварда Хоппера»
До 5 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+