18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Скульптура из керамической посуды. Проект «Спасение» (Salvation Project). Конец 90-х. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Скульптура из керамической посуды. Проект «Спасение» (Salvation Project). Конец 90-х.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Историк дизайна, лектор и исследователь советской мебели Артем Дежурко рассказывает о своем опыте музейной работы и дает коллегам непрошеные советы

Когда автор этой статьи писал диссертацию о советской мебели 1960‑х годов, он столкнулся с одной трудностью: увидеть эту мебель не на фотографиях, а своими глазами, взять ее в руки практически невозможно. Историк искусства, изучающий живопись передвижников, древнегреческие вазы или, скажем, городецкую роспись, может осмотреть интересующие его предметы в запасниках музеев. У российского историка дизайна такой возможности нет.

Лекторий Артема Дежурко

«Двенадцать лет я читаю публичные лекции по истории дизайна и благодаря им признан узким кругом людей, изучающих российский и советский дизайн. Я консультировал кураторов нескольких выставок, в 2020 году был в экспертном совете конкурса „Придумано и сделано в России“, а в сентябре 2021 года возглавил сектор предметного дизайна во Всероссийском музее декоративного искусства. Я покинул эту должность и сейчас запустил онлайн-лекции. Преимущество моего независимого положения — то, что теперь я могу говорить о проблемах российских музеев свободнее, чем прежде. В марте я планирую короткий курс лекций „Абстрактное искусство и дизайн“. А с середины весны до начала лета — курс о дизайне 1960–2010-х годов, в частности о радикальном и панк-дизайне, эйндховенской школе и тому подобном».
Подробнее о лектории можно узнать здесь.

Еще…

А у его коллег в других странах она есть. Многие художественные музеи мира собирают предметы промышленного производства, спроектированные дизайнерами. Подразделения, специализирующиеся на промышленном дизайне, есть в крупнейших музеях современного искусства, таких как Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA), Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, Центр Помпиду в Париже. Предметы дизайна собирают также музеи декоративного искусства: парижский MAD, кельнский MAKK, лондонский Музей Виктории и Альберта (V&A). Наконец, есть музеи дизайна (первые открылись в 1980-е годы): в Лондоне, в израильском городе Холон, музеи Red Dot в Сингапуре и Эссене. Полный список занял бы слишком много места.

Российские музеи тоже собирают промышленный дизайн, но начали недавно и пока мало успели сделать. В 2012 году несколько энтузиастов основали Московский музей дизайна. За 11 лет он провел множество выставок в разных городах России, в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландах, США. Музей организует лекции, у него есть издательская программа. При этом он до сих пор остается частным предприятием, которое держится на плаву лишь благодаря стойкости его директора Александры Саньковой.

Выставка «Вещь! Предметный разговор» в Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства. 2021. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Выставка «Вещь! Предметный разговор» в Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства. 2021.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Всероссийский музей декоративного искусства проводит конкурс «Придумано и сделано в России». Он проходил уже трижды — в 2018, 2020 и 2022 годах. Его ключевой консультант Светлана Липкина, кажется, знает в лицо всех российских предметных дизайнеров. Во всяком случае, никто не знает их больше, чем она. Количество номинантов конкурса исчисляется сотнями. С осени 2021 года по январь 2023 года в музее шла крупная выставка «Вещь! Предметный разговор», посвященная истории отечественного дизайна (куратор — Алена Сокольникова). Из экспонатов этой выставки, предметов, выигравших конкурс, и частных пожертвований формируется фонд предметного дизайна — первая и пока что единственная коллекция дизайна в российском государственном музее.

Кроме того, в последние десять лет предметы дизайна часто можно было встретить на художественных выставках в других музеях. Так, мебель (увы, только на фотографиях) показывали на выставке «Оттепель» (2017) в Государственной Третьяковской галерее. Если говорить о частных коллекциях, нельзя не упомянуть великолепное, мирового уровня, собрание Павла Ульянова, которое частями несколько раз выставлялось в петербургских музеях. Правда, оте­чественных предметов там нет. Наконец, выставка о ВХУТЕМАСе (2020) в Музее Москвы имела большой раздел, посвященный «производственному искусству» этой школы.

Настольная лампа. Завод «Карболит». 1932. Фото: Московский Музей дизайна
Настольная лампа. Завод «Карболит». 1932.
Фото: Московский Музей дизайна

Для человека, собирающего образцы предметного дизайна в коллекцию государственного музея, по крайней мере в России, главный вопрос — о критериях отбора. Предметом дизайна при желании можно считать любую вещь, произведенную на фабрике. Но нельзя же всё нести в музей! Что-то, возможно, стоит отнести на свалку. Как провести границу между тем и другим? Российская практика ответа на этот вопрос пока не дала.

У нас в музейной среде распространено предубеждение против массовой, индустриальной вещи. За ней не признают художественной ценности. О дизайне говорят, что это «не искусство», делая исключение разве что для «арт-дизайна», то есть уникальных и малотиражных предметов, изготовленных для выставок. Эта точка зрения удобна тем, что дает понятный и верифицируемый критерий отбора. А неудобна — тем, что оставляет за бортом основную массу вещей, спроектированных промышленными дизайнерами.

Модульный напольный торшер Radio Lamp (в сложенном виде). 2018. Коллаборация Бигацци Ян, «Латунная мастерская». Фото: Московский Музей дизайна
Модульный напольный торшер Radio Lamp (в сложенном виде). 2018. Коллаборация Бигацци Ян, «Латунная мастерская».
Фото: Московский Музей дизайна

Критерий отбора, который предлагает автор этой статьи, не самый очевидный, но тоже удобный. Спор о художественных достоинствах того или иного предмета — не более чем обмен мнениями, рациональная аргументация в нем невозможна. А вот его историческую значимость можно объективно оценить. Более того, ее можно создать.

Летом 2020 года на московский склад-магазин подержанной мебели поступила партия старых стульев с подмосковного завода, грубо сделанных и не в лучшем состоянии сохранности. Автор этой статьи обратил внимание на то, что они очень похожи на стулья, которые входили в состав набора К58-103, получившего главную премию на Всесоюзном мебельном конкурсе 1958 года (авторы — Юрий Случевский и Александр Белорусский). Отклонения от проектных размеров оказались незначительны. Эту атрибуцию сочли убедительной как Московский музей дизайна, так и Музей декоративного искусства. Оба приобрели по экземпляру и показали их на своих выставках, о них написали статьи. Так вещь, которая ничего не стоила, стала персонажем истории.

Юрий Случевский и Александр Белорусский. Стулья из набора К58-103. 1958. Фото: Артем Дежурко
Юрий Случевский и Александр Белорусский. Стулья из набора К58-103. 1958.
Фото: Артем Дежурко

Историческую значимость предмета, освоенного наукой, легко измерить количеством академических публикаций, в которых он упоминается, их наукометрическими параметрами, количеством выставок, на которых его показывали, и так далее. Схожим образом можно оценить и работы современных дизайнеров. Например, если предмет выиграл международный конкурс и о нем написали журналы Domus и Wallpaper, это достаточное основание для музеефикации.

Формирование музейной коллекции дизайна, по крайней мере в исторической ее части, должно быть продолжением научного освоения материала. В нашей стране ее иначе и не собрать. В СССР главным ведомством, отвечавшим за дизайн, был Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), подчиненный Госкомитету по науке и технике. В его изданиях в основном публиковалась продукция машиностроения: гидравлические прессы, пульты управления, тракторы. Если комплектовать фонд, опираясь на этот корпус источников, музей приобретет опасное сходство с пунктом сбора металлолома.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец». Научный автомобильный институт (НАМИ), Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). 1960–1963. Фото: Московский Музей дизайна
Малолитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец». Научный автомобильный институт (НАМИ), Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). 1960–1963.
Фото: Московский Музей дизайна

Предметы, окружавшие советского человека в повседневной жизни: мебель, комнатные светильники, посуду, настенные и настольные часы, бытовую технику, — проектировали штатные дизайнеры заводов или сотрудники конструкторских бюро, которые были независимы от ВНИИТЭ, поэтому в изданиях института информации о них крайне мало. Обо всех этих вещах, за редкими исключениями, мы не знаем ничего, кроме скупой информации, которую сообщают заводская этикетка и, если сохранилась, инструкция по применению. Неизвестно, кто и когда их проектировал, где учились и работали эти дизайнеры, какова была их художественная эрудиция. Историкам, изучающим отечественный дизайн, предстоит ввести в научный оборот громадное множество советских бытовых вещей. Больше всего сведений о них можно найти в документах заводов, рассеянных по архивам областных и районных центров. Надо туда ехать, находить в старых бумагах имена проектировщиков, знакомиться с их родственниками или, если живы, с ними самими, исследовать их семейные архивы. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+