18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дербент: древняя крепость, домик Петра Великого и музей ковров

Дербентская крепостная стена. Вид сверху. Фото: Анна Карасева/Фотобанк Лори
Дербентская крепостная стена. Вид сверху.
Фото: Анна Карасева/Фотобанк Лори
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Самый южный город России, Дербент может похвастаться не только теплой погодой и запахом моря, но и памятниками мирового значения, включенными в список ЮНЕСКО

С 2003 года цитадель Нарын-Кала, Старый город Дербента и его крепостные сооружения включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Разумеется, главная достопримечательность самого южного города нашей страны — крепость, возведенная на возвышении Джалганского хребта еще в VI веке. Старинные укрепления из камня представляют собой две крепостные стены толщиной до 3 м, которые идут параллельно друг другу от берега Каспийского моря до гор, где завершаются цитаделью Нарын-Кала.

Раньше каменные стены заходили прямо в воду, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя закрытый порт. Оборонительное сооружение было создано для контроля над узким проходом между морем и горами Кавказа, а сам топоним происходит от персидского «дарбанд», что означает «закрытые ворота».

Дербентский маяк. 1853. Фото: Wikimedia Commons
Дербентский маяк. 1853.
Фото: Wikimedia Commons

Древний Дербент располагался на северных рубежах сасанидской Персии и сохранял свое стратегическое значение вплоть до XIX века. В состав Российской империи Дербент вошел в 1813 году по итогам Гюлистанского мирного договора с каджарской Персией. Впрочем, русские войска уже занимали город ранее, в ходе Персидского похода Петра I в 1722 году, но тогда во владении России он пробыл всего чуть более десяти лет.

Современный облик Дербента по-прежнему определяется мощными крепостными стенами и воротами, фрагменты которых порой неожиданно обнаруживаешь среди более поздней застройки в разных частях города. Если стены лишены всякого декора и имеют довольно суровый вид, то ворота могут быть украшены, как, например, Кырхляр-Капы — парадные ворота Северной стены, датированные VI веком.

Минарет-мечеть в Дербенте. Фото: Wikimedia Commons
Минарет-мечеть в Дербенте.
Фото: Wikimedia Commons

От декора сохранилось немногое — капители колонн, на одной из которых осталось навершие в виде вырезанной из камня львиной головы. Вторую колонну воссоздали во время реставрации памятника в 1960 году. Теперь они расположены с двух сторон от прямоугольного арочного прохода. Тогда же была восстановлена верхняя часть кладки с бойницами и смотровыми окошками.

Не менее интересны Орта-Капы — южные ворота города: массивная арка опирается на две колонны, украшенные сталактитами. Стены, башни и ворота, как и множество других исторических построек города, сложены из местного ракушечника, который добывали в нескольких километрах к северу от Дербента, вблизи моря. Сейчас в городе активно ведутся восстановительные работы и благоустройство, строят все из того же ракушечника, так что за пару дней в Дербенте, кажется, успеваешь покрыться местной «вековой пылью».

Из разных точек города открывается великолепный вид на возвышающуюся на горе цитадель Нарын-Кала, признанную древнейшей в России. Внутри, помимо стен и башен, сохранились система водоснабжения, бани, входной портал, остатки стен ханского дворца, подземные тюрьмы (зинданы), мечеть и христианский храм. Большая часть построек была возведена в VI–XVI веках, но есть и здание гауптвахты 1828 года, построенное для русского гарнизона.

Водохранилище №2. Дербент. Фото: Wikimedia Common
Водохранилище №2. Дербент.
Фото: Wikimedia Common

Как и в других подобных сооружениях, в цитадели были большие запасы провизии на случай долгой осады, а также колодцы для хранения питьевой воды. Одна из таких цистерн имеет необычную крестообразную форму. Когда-то это был христианский храм, стоявший на возвышенности, однако со временем он ушел под землю и стал использоваться для хранения воды. Считается, что христианский храм на территории цитадели построен в IV–V веке, а как цистерна он начал использоваться ориентировочно в XVIII–XIX веках. В здании «Ханской канцелярии» над главным входом в крепость размещена экспозиция «Древний Дербент»: археологические находки, обнаруженные на территории и вблизи цитадели, а также оружие, доспехи, старинная утварь, инструменты и предметы быта, образцы ремесленного промысла местных мастеров с древних времен до наших дней.

Подниматься в Нарын-Калу лучше на такси, а спускаться — постепенно пешком через Старый город, Магал. Так называется небольшой район, сосредоточенный вокруг мечети. В Дербенте девять магалов, все они расположены в верхней части города. Узкие и извилистые улицы полностью сохранили планировку средневекового поселения. В магалах Дербента традиционно жили семьи мусульман, в центральной, равнинной части — Шахристане — селились преимущественно евреи, а еще ниже, ближе к морю — армяне и русские.

Об арабском периоде господства в Дербенте напоминает расположенная в Старом городе Джума-мечеть, самая древняя в России.

Двор Джума мечети. Дербент. Фото: Сулим Кудусов
Двор Джума мечети. Дербент.
Фото: Сулим Кудусов

Начало ее строительства относится к 733–734 годам, когда город был завоеван арабским полководцем Масламой ибн Абдал-Маликом, которого местная историческая хроника «Дербенд-наме» и народные предания называют Абу-Муслимом. Впоследствии комплекс зданий, включающий также медресе, постоянно достраивался и восстанавливался после землетрясений и войн. Джума-мечеть представляет собой прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание. Свод его опирается на 40 вытянувшихся в два ряда квадратных (метр на метр) колонн, разделяющих пространство на три длинных нефа. Огромный купол возвышается над молельным залом на 17 м.

Один из самых молодых и современных музеев города, «Домик Петра I», был открыт лишь в 2015 году, однако связан с событиями начала ХVIII века. В 1722 году император завершил Персидский поход взятием Дербента. Несколько дней Петр I прожил в простой землянке с солдатами и лишь потом перебрался в ханский дворец.

Работы по сохранению памятного места начали еще в XIX веке по указанию графа Михаила Воронцова, бывшего наместником на Кавказе. Земляную хижину огородили каменными столбами, между ними протянули якорные цепи. Позже над ней построили павильон. В 2010-х годах на месте землянки провели археологические раскопки, восстановили каменную колоннаду, построили современное музейное здание, а рядом установили памятник Петру I.

Домик Петра І в Дербенте. Фото: Wikimedia Commons
Домик Петра І в Дербенте.
Фото: Wikimedia Commons

Рядом с домиком Петра I расположен так называемый этнодом «Кубачи» — его открыли потомки коллекционера из Дербента Магомедрасула Омарова, который на протяжении десятков лет собирал традиционную дагестанскую утварь, украшения и изделия из металла. Свое название этнодом получил в честь древнего аула, родины дагестанских оружейников. Аул Кубачи в 89 км от Дербента считается самым древним в России селением златокузнецов. Еще одна местная достопримечательность, расположенная в Шахристане, — маяк, построенный в 1866 году, вид на который открывается, в частности, из Парка имени Стальского. Отличительная особенность города — наличие памятников разных эпох и конфессий. О мирном сосуществовании различных религий в Дербенте рассказывает экспозиция Музея истории мировых культур и религий, а также напоминают культовые сооружения: православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1900 года (действующая), армянская церковь во имя Святого Всеспасителя (построена во второй половине XIX века, сейчас там располагается Музей ковра), ряд мечетей и синагога Келе-Нумаз, несколько лет назад вновь открывшая свои двери после реконструкции.


Цитадель «Нарын-Кала»

Цитадель «Нарын-Кала». Фото: Анна Карасева/Фотобанк Лори
Цитадель «Нарын-Кала».
Фото: Анна Карасева/Фотобанк Лори

Архитектурно-археологический комплекс составляет ядро Дербентского государственного музея-заповедника, филиалами которого являются два музея, а также несколько зданий в Старом городе. В цитадели можно прогуляться по древним крепостным стенам, посетить музейную экспозицию.

г. Дербент
ул. М. Рзаева, 7
derbentmuseum.ru/arhitekturno-arheologicheskij-kompleks-citadel-naryn-kala


Музей «Культура и быт древнего Дербента»

Вход в Музей «Культура и быт древнего Дербента». Фото: Музей «Культура и быт древнего Дербента»
Вход в Музей «Культура и быт древнего Дербента».
Фото: Музей «Культура и быт древнего Дербента»

Расположен в небольшом здании Девичьих бань XIX века на территории исторической части города. Бани по традиции посещали незамужние девушки перед свадьбой. Сохранились купальни, резервуары для холодной и горячей воды и система подогрева пола. В экспозиции представлены старинные предметы быта, традиционные женские одежды, украшения.

г. Дербент
8-й магал, квартал 128, д. 7


Музей ковра и декоративно-прикладного искусства

Здание армянской церкви во имя Святого Всеспасителя. Фото: Музей ковра и декоративно- прикладного искусства
Здание армянской церкви во имя Святого Всеспасителя.
Фото: Музей ковра и декоративно- прикладного искусства

Еще один филиал Дербентского музея-заповедника, в здании армянской церкви во имя Святого Всеспасителя. Экспозиция посвящена основным ремеслам и промыслам, характерным для Дагестана, и, конечно, ков­роткачеству. В музее представлены два вида изделий — ворсовые, характерные для Южного Дагестана, и гладкие двусторонние, популярные преимущественно на севере и в центре.

г. Дербент
ул. М. Рзаева, д. 7


Музей истории мировых культур и религий

Экспозиция Музея истории мировых культур и религий. Фото: Музей истории мировых культур и религий
Экспозиция Музея истории мировых культур и религий.
Фото: Музей истории мировых культур и религий

Музейные экспозиции размещаются в трех выставочных залах в Старом городе. В первом по старым фотографиям и картинам можно проследить развитие Дербента. Во втором собраны предметы культа четырех мировых религий: ислама, христианства, буддизма и иудаизма. Третий зал отдан под лучшие изделия прикладного творчества народов Кавказа.

г. Дербент
ул. Таги-заде, д. 30
mkrderbent.ru

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+