18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История России и русского авангарда, рассказанная через фарфор

Николай Суетин. Чернильница с крышкой. ГФЗ. 1920-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Николай Суетин. Чернильница с крышкой. ГФЗ. 1920-е.
Фото: Государственный Эрмитаж
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В Эрмитаже идет выставка, которую уже показывали в центре «Эрмитаж-Амстердам». Однако в России она выглядит иначе: русский авангард не заканчивается в 1936 году, а продолжает жить и делается традицией для современных фарфористов

На выставке собрано пять сотен произведений: картины звезд авангарда, эскизы росписей по фарфору и сами изделия, созданные на Государственном фарфоровом заводе в первые годы советской власти, современные объекты из «белого золота». В проекте, помимо Эрмитажа, участвуют Государственный Русский музей, фонд «Наследие» ИФЗ и частные коллекционеры.

Автор идеи и куратор выставки Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Эрмитажа, рассказала TANR, что стремилась через предметы прикладного искусства всего ХХ века представить три линии: историю России, историю русского авангарда и историю фарфора.

Говоря об этой выставке и проекте «Русский авангард. Революция в искусстве», который был показан в начале 2022 года в центре «Эрмитаж-Амстердам», Анна Иванова подчеркивает их различия. В Нидерландах рассказ заканчивался скульптурной группой «Под солнцем сталинской Конституции», которая маркировала окончание эпохи русского авангарда.

В новом проекте Эрмитаж показывает, что авангард продолжает жить и стал традицией для современных фарфористов.

Николай Суетин. Ваза «Ситчик». ГФЗ им. М.В. Ломоносова. 1930-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Николай Суетин. Ваза «Ситчик». ГФЗ им. М.В. Ломоносова. 1930-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

Символом предреволюционного фарфора считается серия статуэток «Народности России», заказанная Николаем II на ИФЗ незадолго до празднования 300-летия дома Романовых. Скульптор Павел Каменский успел создать 73 фигуры, показаны 12.

Две фигуры из серии «История российской гвардии», тарелки на военные сюжеты, которые делали в течение всего XIX века, две вазы с подглазурной росписью «Виды России», пасхальное яйцо как образец продукции, которую выпускал ИФЗ накануне революции, дают представление о традиционном русском искусстве того времени.

Точкой невозврата выбраны «Пейзаж» и эскиз к «Композиции V» Василия Кандинского и два «Супрематизма» Казимира Малевича. Новому обществу, возникшему после революции, нужно все новое, искусство в том числе. Лучший способ его внедрять — через бытовые предметы. Национализированный Императорский фарфоровый завод стал одним из главных центров нового искусства.

Сергей Чехонин, превосходный график, мастер шрифта, хорошо знавший народное искусство, стал главным художником ГФЗ. В первые годы советской власти он создает роспись для тарелки «Кубистическая с молотом». Рудольф Вильде — для кувшина «Разноцветные лучи с надписью „РСФСР“» и блюдца «Серп, молот и шестерня». Алексей Карев думал в том же направлении и нарисовал клеймо для изделий ГФЗ с изображением серпа, молота и части шестеренки. Несколько лет старые марки с двуглавыми орлами закрашивали ромбами или овалами. Потом перестали: на экспорт лучше работал прежний фирменный знак. Кстати, художники-авангардисты Илья Чашник и Николай Суетин продолжали работать на запасах императорского «белья», другого не было.

В 1921 году Кандинский создает эскиз декора чашки с блюдцем. Он показан вместе с самой малотиражной чашкой, приобретенной Эрмитажем в 2022 году и выставляемой впервые. В 1923 году Чехонина на посту главного художника ГФЗ сменяет Николай Пунин, который приглашает на завод Малевича. Тот создает несколько эскизов росписей для тарелок, а также знаменитые формы — «Получашка» и «Чайник с крышкой». На выставке они показаны вместе с двумя тарелками Малевича — «Динамическая композиция» и созданной по мотивам картины «Полет аэроплана».

Казимир Малевич. Чайник с крышкой. ГФЗ. 1920-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Казимир Малевич. Чайник с крышкой. ГФЗ. 1920-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

Чтобы показать, что русский авангард и его проявления в фарфоре сложны и ветвисты, на выставку позвали картины «Крестьянин в поле» и «Женский торс» из постсупрематического периода Малевича. А также картину Кузьмы Петрова-Водкина «На берегу», блюдо «Свадебное», сделанное по эскизу художника чуть ли не в единственном экземпляре, и его же чашку с блюдцем «Красные ромбики». Вряд ли Петров-Водкин создал «ромбики» под влиянием «Красного квадрата» Малевича, но аналогия напрашивается. Из экзотического впервые выставляется композиция «Охота на медведя», созданная в 1930 году студентом Института народов Севера нивхом Николаем Лонжеро. Она хранится в частном собрании.

«Второй авангард» времен хрущевской оттепели представлен произведениями учеников Малевича Анны Лепорской и Эдуарда Криммера, много лет работавших на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова. Финальную точку фарфоровой линии ставят произведения наших современников: «Шахматы» и чайник «Корабль дураков» Михаила Сорокина, «Набор писателя» Инны Олевской, «Звуки мегаполиса» Татьяны Афанасьевой, а также произведения, созданные разными авторами в последние годы.

В проект включены редкие книги из библиотеки Эрмитажа и авангардные ткани. В 1920 году Пунин опубликовал под шапкой ИЗО Наркомпроса свой текст «Памятник III Интернационала: проект худ. В.Е.Татлина». По чистой случайности Владимир Татлин не был приглашен на ГФЗ, чтобы создавать росписи для фарфора.

Финал выставки — реконструкция трех костюмов Варвары Степановой, созданная петербургским fashion-дизайнером Денисом Казанцевым. Два — к спектаклю «Смерть Тарелкина» в постановке Всеволода Мейерхольда и спортивный костюм для Александра Родченко, спутника Степановой по жизни и в искусстве. Архивное фото Родченко прилагается.  

Государственный Эрмитаж
«Русский авангард. Искусство для нового мира»
До 26 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+