18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«ГЭС-2» укрупнился «Ударником»

Вид на Дом на набережной и «Ударник» с  Водоотводного канала. Фото: Pukhov K / Фотобанк Лори
Вид на Дом на набережной и «Ударник» с Водоотводного канала.
Фото: Pukhov K / Фотобанк Лори

Владельцем кинотеатра «Ударник» стало ООО «ГЭС-2», которому принадлежит и одноименный Дом культуры, открывшийся в декабре 2021 года в здании электростанции после ее реконструкции по проекту бюро Renzo Piano Building Workshop

Кинотеатр «Ударник», который долгое время арендовал глава BREUS Foundation Шалва Бреус и планировал построить там музей современного искусства, у Москвы приобрело ООО «ГЭС-2», владеющее расположенным рядом Домом культуры с таким же названием. Для него по проекту бюро Renzo Piano Building Workshop прицкеровского лауреата, соавтора Центра Помпиду Ренцо Пьяно была восстановлена и приспособлена дореволюционная московская электростанция, которая в новом статусе работает вот уже год.

Как пишет РБК, на момент сделки в конце октября компания полностью принадлежала председателю правления ПАО «Новатэк» Леониду Михельсону, а 20 января он передал контроль над «ГЭС-2» и «Ударником» своей дочери Виктории, в честь которой был назван основанный им и занимавшийся «ГЭС-2» и другими большими культурными проектами фонд V-A-C.

Руководителем «Ударника» стала Светлана Максимченко, до этого назначения возглавлявшая сеть «Москино» и департамент кинематографии Минкультуры РФ. Как она рассказала «Ведомостям», проект по реставрации кинотеатра находится на стадии проектирования, разрешение на строительство будет получено к концу 2023 года, сами реставрационные работы займут не менее четырех лет. Управлять «Ударником» будет команда кинотеатра.

«„Ударник“ будет восстановлен как событийный кинотеатр. Он станет площадкой не только для кинопремьер, но и для фестивалей, церемоний кинопремий, показов с живой музыкой. В здании разместятся пять кинозалов (один на 600 мест и четыре малых), кафе, книжный магазин, пространства для просветительских и выставочных проектов. На крыше откроются терраса и смотровая площадка», — цитирует издание Максимченко.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты оценивают расходы на выкуп и восстановление кинотеатра не менее чем в 2 млрд руб.

Справка
Кинотеатр «Ударник»

«Ударник» был построен в конце 1920 — начале 1930-х годов по проекту Бориса Иофана как часть архитектурного комплекса Дома на набережной. Он стал первым кинотеатром, предназначенным для демонстрации звукового кино, а также был главной площадкой Московского международного кинофестиваля. Долгое время был самым крупным кинотеатром Москвы — «Ударник» вмещал 1,5 тыс. зрителей.

Здесь прошли премьерные показы фильмов «Цирк», «Веселые ребята», «Тихий Дон» и других.

В 2005 году кинотеатр был сдан в аренду компании «Каро», а с 2010 года все показы в нем были приостановлены. С 2012 по 2017 год там проходили церемонии вручения учрежденной BREUS Foundation Премии Кандинского.

Объект культурного наследия регионального значения.

Еще…

Пять лет, с 2012 по 2017 год, кинотеатр «Ударник» занимал фонд мецената Шалвы Бреуса — BREUS Foundation. Там проходили выставки номинантов Премии Кандинского, учрежденной фондом, а также зрелищные церемонии ее вручения. На сцене «Ударника» в это время было можно видеть звезд мирового искусства, а апофеозом одного из шоу стала имитация раскрытия купола, задуманного авторами здания как раздвижной (но со времен постройки этот механизм не использовался). Фонд взял кинотеатр «Ударник» в долгосрочную аренду с целью со временем открыть там музей современного искусства, основой которого стала бы коллекция Шалвы Бреуса. В 2014 году был даже проведен международный архитектурный конкурс, его победителем стало бельгийское бюро Robbrecht en Daem — автор проектов Whitechapel Gallery в Лондоне и Cinematek Film Museum в Брюсселе. Тогда Шалва Бреус оценивал инвестиции в реставрацию кинотеатра и создание в нем музея «в размере не менее $30 млн». Однако планам не было суждено осуществиться.

Работа Виктора Линского из проекта «Дефрагментация»  на VIII выставке номинантов Премии Кандинского 2014 года в кинотеатре «Ударник». Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Работа Виктора Линского из проекта «Дефрагментация» на VIII выставке номинантов Премии Кандинского 2014 года в кинотеатре «Ударник».
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

В 2014 году власти Москвы выставили «Ударник» на продажу, и в 2017 году договор аренды с фондом был расторгнут. «Многие годы мы платили городу аренду и, несмотря на то что наши проекты были культурными, никаких скидок мы не имели, — говорил Шалва Бреус в интервью нашему изданию. — За это время мы потратили много сил и денег на то, чтобы очистить здание, являющееся памятником культурного наследия, от поздних „наслоений“, до нас им кто только не пользовался, от автосалона до казино». Недавно меценат, фонд которого BREUS Foundation до сих пор вручает Премию Кандинского в России, анонсировал открытие музея в родной Грузии.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+