18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Четверть века в Лондонской школе: высокая успеваемость, экстравагантное поведение

Паб Walmer Castle рядом с Камберуэллским колледжем искусств. В центре Джиллиан Эйрс и Генри Манди. 1948. Фото: Ад Маргинем Пресс
Паб Walmer Castle рядом с Камберуэллским колледжем искусств. В центре Джиллиан Эйрс и Генри Манди. 1948.
Фото: Ад Маргинем Пресс
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Подробный рассказ о жизни и становлении художников, знаменитых и не очень, живших в Лондоне в середине прошлого века. Мартин Гейфорд, автор книги «Модернисты и бунтари», тех легендарных времен не застал, но проникся ими весьма основательно

В заголовке книги Мартина Гейфорда «Модернисты и бунтари: Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа» названы три автора, чьи имена прочно вписаны в историю мирового искусства. Но кроме них в этом труде представлено еще три десятка художников, живших в британской столице с послевоенного времени до 1970-х годов и только поэтому отнесенных к Лондонской школе. Ни стилистически, ни идеологически они не были связаны.

Мартин Гейфорд. «Модернисты и бунтари: Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа»/Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 352 с.: ил.
Мартин Гейфорд. «Модернисты и бунтари: Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа»/Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 352 с.: ил.

Одни из них тоже очень известны, хотя и меньше, чем титульные герои (Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Р.-Б.Китай, Уильям Колдстрим, Бриджет Райли, Паула Регу, Грэхем Сазерленд), других знают только на родине. Но Гейфорду интересны все, поскольку «главные художники Лондона были яркими индивидуальностями, оригиналами и бунтарями». О каждом из них рассказано подробно. Все они как истинные индивидуалисты писали только по-своему, что не мешало ни общению, ни спорам, а то и дракам, происходившим в клубах и барах. Но только за Фрэнсисом Бэконом и Люсьеном Фрейдом автор следит на протяжении всей книги, выстроенной хронологически, отмечая этапы их становления, кризисы и победы. Дэвиду Хокни посвящена отдельная глава.

В книге обстоятельно описано влияние, оказанное на ее героев французским и американским искусством. Художественные открытия, совершенные в начале ХХ века в Париже, осознавались в консервативном Лондоне только в конце 1940-х годов. А через десять лет источник вдохновения переместился за океан («Американская жизнь имела необъяснимое очарование для лондонских высоколобых; на того, кто видел настоящий американский супермаркет, смотрели как на путешественника в будущее»). Хотя, подчеркивает Гейфорд, английский поп-арт от американского отличался живописной глубиной.

Сильвия Слей. «Участники выставки «Ситуация». 1961. Фото: Ад Маргинем Пресс
Сильвия Слей. «Участники выставки «Ситуация». 1961.
Фото: Ад Маргинем Пресс

С начала 1960-х зарубежная подпитка лондонцам была уже не нужна. «Современное искусство, перестав быть посмешищем или бесчинством, входило в моду», — пишет Гейфорд. Бунтарей и новаторов стали приглашать для оформления общественных и коммерческих пространств, они создавали визуальный образ «свингующего Лондона», причем не только своим искусством, но и собственным видом. «Одежда все чаще способствовала популяризации имиджа художников и даже критиков. Эллоуэй и Коулмен предпочитали роскошные американские костюмы из футуристического дакрона (полиэтилентерефталата). Тернбулл вернулся из поездки в Нью-Йорк, где он встречался с Ньюманом, Ротко и другими, в гангстерском костюме цвета электрик. Гордон Хаус, графический дизайнер и художник, сторонник живописи четких контуров, отдавал предпочтение образу „Мэдисон-авеню“ от Сесила Джи, в то время как сам Денни — стилю преппи».

Ну а Бэкон и Фрейд продолжали совершенствоваться и переживать кризисы. «Вероятно, отношение Бэкона к собственному искусству жестокого факта и трагического отчаяния — как бы он ни презирал абстракцию — продолжало беспокоить его и после возвращения в Лондон. Угроза состояла в том, что его творчество, которое еще десять лет назад казалось новым, ошеломляющим, возможно, начинало выглядеть старомодным».

Тимоти Беренс, Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон Фрэнк Ауэрбах, Майкл Эндрюс в ресторане Wheeler’s в Сохо. Лондон, 1963.  Фото: Джон Дикин
Тимоти Беренс, Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон Фрэнк Ауэрбах, Майкл Эндрюс в ресторане Wheeler’s в Сохо. Лондон, 1963.
Фото: Джон Дикин

Гейфорд родился в 1954 году, так что свидетелем тех событий не был, но сумел создать впечатление, что активно в них участвовал. Например, видел Лондон военного времени, а в нем мастерскую Фрейда и его товарища. «Это был осажденный город, едва избежавший вооруженного захвата. В соответствии с разорением, царившим вокруг, обстановка, созданная Фрейдом и Кракстоном, была полна обломков и растений с острыми листьями — и пропитана запахом смерти».

Эффект присутствия легко объясняется: «Модернисты и новаторы» написаны на основе интервью, которые автор брал у своих героев многие годы; книга наполовину состоит из цитат. Но также понятно, что ее написал историк искусства и критик, анализирующий и оценивающий («Когда абстракция стала нормой, многие художники почувствовали искушение разрушить ее язык, превратив ее в отображение чего-то реального. Граница всегда оставалась прозрачной»).

Выглядит русское издание «Модернистов и новаторов» стильно, иллюстраций в нем ровно столько, чтобы иметь представление, о чем пишет автор, и не отвлекаться на компьютерные поиски.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+