18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

От ярмарочного балагана до Королевской академии

Леди, которую иногда считают автопортретом Сары Биффин. Фото: South West Heritage Trust
Леди, которую иногда считают автопортретом Сары Биффин.
Фото: South West Heritage Trust
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Творчество Сары Биффин, родившейся без конечностей, сегодня снова на пике интереса. Этой художнице XIX века, пробившейся к успеху вопреки всему, посвящен коллективный сборник исследований под выразительным названием «Без рук»

Уже при жизни Сары Биффин (1784–1850) ее деятельность получила широкое признание. Родившись в английском Сомерсете без рук и ног (из-за врожденного заболевания, известного теперь как синдром фокомелии), она научилась шить, писать и рисовать ртом. Начав со странствий по ярмарочным балаганам, Биффин в итоге добилась статуса профессионального портретиста-миниатюриста. Ее работы экспонировались в Королевской академии, а среди покровителей художницы были монаршие особы.

«Without Hands: The Art of Sarah Biffin»/Еmma Rutherford and Ellie Smith, eds, with contributions by Essaka Joshua, Alison Lapper and Elle Shushan. Paul Holberton Publishing. 80 с.: 50 цв. ил. £17,50. На английском языке
«Without Hands: The Art of Sarah Biffin»/Еmma Rutherford and Ellie Smith, eds, with contributions by Essaka Joshua, Alison Lapper and Elle Shushan. Paul Holberton Publishing. 80 с.: 50 цв. ил. £17,50. На английском языке

Несмотря на то что произведения Биффин входят в публичные коллекции и о ней даже есть запись в Оксфордском национальном биографическом словаре, до недавнего времени ее имя и наследие были подзабыты. Но внезапно все изменилось. На проведенной Sotheby’s в 2019 году распродаже коллекции Эрики Поль-Штрёер автопортрет Сары Биффин ушел за невероятные для художницы £137,5 тыс. А в 2020-м, снова на Sotheby’s, одна из ее филигранно выполненных акварелей с перьями, оцененная в £4–6 тыс., была продана за сумму более чем £60 тыс.

Книга «Без рук», сопровождающая выставку в лондонской галерее арт-дилера Филипа Молда (до 21 декабря), опубликована в тот момент, когда к Биффин возвращается прежняя слава. Мода на ее работы сов­пала с растущим интересом и коммерческим аппетитом к темам, касающимся разнообразия и инклюзивности. Однако эссе, включенные в это издание, выходят за рамки простого возрождения репутации.

Одна из многих автопортретных композиций Cары Биффин — «На ярмарке в Бери-Сент-Эдмунде». 1810. Фото: South West Heritage Trust
Одна из многих автопортретных композиций Cары Биффин — «На ярмарке в Бери-Сент-Эдмунде». 1810.
Фото: South West Heritage Trust

Элли Смит обнаружила важный факт: оказывается, это не родители предложили ее услуги ярмарочному шоумену мистеру Дюксу, а она сама заключила с ним контракт, когда ей исполнилось 20. Новая хронология подробно описывает маршруты ее путешествий в качестве диковины на местных ярмарках. А вот исследование Эммой Резерфорд искусства Биффин — автопортретов, акварельных натюрмортов (особенно изящных и искусно написанных перьев), пейзажных виньеток и портретных миниатюр на заказ — интересно тем, что работы оцениваются в контексте других успешных художников, ее современников и современниц, например Эммы Элеоноры Кендрик, а не через призму физической ущербности главной героини.

Хотя полностью отделить творчество Биффин от истории ее жизни невозможно. Глядя на автопортреты, где она представляет себя аристократкой, но с честным изображением своего облика, нельзя не задуматься о повседневных проблемах. Эссака Джошуа, специалист по истории инвалидности, предлагает именно этот важный ракурс. Хотя Биффин удавалось избегать чересчур уничижительных характеристик в свой адрес (например, ее довольно тактично, хотя и без сочувствия, упомянул в нескольких романах Чарльз Диккенс), на афишах ее позиционировали как «чудо без конечностей».

Сара Биффин. «Автопортрет». Фото: Wellcome Collection
Сара Биффин. «Автопортрет».
Фото: Wellcome Collection

На протяжении всей жизни Биффин между ней и ее ауди­торией складывалось непростое взаимодействие, сохраняющееся и сегодня, вспомнить хотя бы каталоги аукционов, где ее работы публикуются в сопровождении ярмарочной рекламы XIX века. Однако нынешний сборник предлагает гораздо более тонкий, деликатный и рефлексивный взгляд. В частности, важную роль в книге играет вступительное слово художницы Элисон Лаппер, которая, как и Биффин, родилась с фокомелией и чье тело в образе «Беременной Элисон Лаппер» Марка Куинна в 2005 году было выставлено на четвертом постаменте на Трафальгарской площади. Лаппер признается, что была «удивлена параллелями между нашими жизнями». Она больше, чем кто-либо другой, понимает и природу внимания, которое преследовало Биффин, и ее стремление добиться успеха. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+