18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От беспредметности к предмету: как начинался конструктивизм

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов».
Фото: Культурный центр «Зотов»

Культурный центр «Зотов» открылся выставкой «1922. Конструктивизм. Начало», которая рассказывает об истоках конструктивизма и его проявлениях в архитектуре, литературе, музыке, театре, кино и жизни 1920-х годов

Здание хлебозавода № 5 им. В.П.Зотова в Москве — образцовый пример промышленного конструктивизма. Архитектурное решение здесь следовало за инженерным: кольцевой конвейер был вписан в цилиндрический фасад. Производственный процесс — от муки к выпечке — шел сверху вниз. Сегодня же, двигаясь снизу вверх по двум этажам выставочного пространства, можно увидеть, как происходила формовка самого конструктивизма. Такую возможность дает выставка «1922. Конструктивизм. Начало» — дебютный проект центра «Зотов», открытого в стенах бывшего хлебозавода в ноябре прошлого года.

Здание центра «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»
Здание центра «Зотов».
Фото: Культурный центр «Зотов»

Поскольку центр авангарда в Москве уже есть, «Зотов» решил занять более узкую нишу, позиционируя себя как центр исследования теории и практики конструктивизма. Открыться удалось к красивой дате — 100-летию направления. Впрочем, отметить вековой юбилей можно было и раньше, ведь Владимир Татлин заложил основы конструктивизма еще во второй половине 1910-х годов, а Первая рабочая группа конструктивистов была создана в 1921-м. Но именно в 1922 году, с выходом книги Алексея Гана «Конструктивизм», сам этот термин был печатно «запатентован». Тогда же можно зафиксировать выход конструктивизма в практическую плоскость и начало его расцвета.

«Звездная азбука» Велимира Хлебникова в кубиках Петра Митурича. 1919–1921. Факсимиле. 2016.  Фото: Культурный центр «Зотов»
«Звездная азбука» Велимира Хлебникова в кубиках Петра Митурича. 1919–1921. Факсимиле. 2016.
Фото: Культурный центр «Зотов»

Но не следует ждать от премьерной выставки в «Зотове» образцово-показательных примеров этого направления. Состав экспонатов — от «Звездной азбуки» Велимира Хлебникова в картонных кубиках Петра Митурича до видеозаписей биомеханических упражнений Всеволода Мейерхольда — способен удивить. Дело в том, что кураторы: Константин Дудаков-Кашуро, Анна Замрий и Полина Стрельцова — не стремились создать хрестоматию. Перед ними стояла задача выявить истоки конструктивизма, а также его проявления в разных областях искусства — от музыки и театра до танца и кино. И тем самым, вероятно, обозначить контуры будущих проектов.

Первый этаж экспозиции служит своего рода прологом к основной теме, знакомя зрителя с экспериментами раннего авангарда. Мы видим, как художники движутся в своих поисках от композиции к конструкции и построению, проявляя все больший интерес к линии, плоскости, фактуре. И не только художники, но и поэты. Так, Хлебников воспринимал слова как «строительные единицы» текста, а в своей сверхповести «Зангези» заменил главы плоскостями.

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов».
Фото: Культурный центр «Зотов»

Учитывая стремительные темпы развития авангарда в 1910-е годы, можно заключить, что, скажем, между кубизмом и конструктивизмом слишком большая пропасть, чтобы проводить прямую связь. Но выставка предлагает зрителю вслед за Казимиром Малевичем взглянуть на кубистические картины как на чертежи «с планами, объемами, разрезами и проекциями», и вот ты уже видишь в них зачатки конструктивистской мысли. И сколько бы мы ни вспоминали бородатую байку о том, как Татлин якобы выбил из-под Малевича табурет, предлагая тому посидеть на абстрактных категориях цвета и формы, между супрематизмом и конструктивизмом также оказывается куда больше общего, чем декларировалось.

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов».
Фото: Культурный центр «Зотов»

Но поднимемся выше, от 1910-х к 1920-м годам, попутно взглянув сквозь застекленный проем между этажам на флуоресцирующую «Линию» Густава Клуциса. В то время как первый уровень выставки напоминает, скорее, лабораторию, в которой трудятся над преобразованием художественного языка, второй предстает цехом, где находки раннего авангарда используются на практике — для формирования нового человека и облика действительности. Конструктивизм раскрывается здесь не столько как направление, сколько как метод — метод строительства и монтажа чего бы то ни было: здания, фильма, человеческого тела.

Александр Родченко. Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это». Фото: Культурный центр «Зотов»
Александр Родченко. Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это».
Фото: Культурный центр «Зотов»

Александр Родченко создает фотомонтажи к поэме Владимира Маяковского «Про это» как своего рода изобразительные эквиваленты поэтического текста, а поэты-конструктивисты выстраивают текст как визуальную структуру. Арсений Авраамов конструирует из пролетарских гимнов и городских шумов (среди них — сигналы пароходов и заводов, пулеметные очереди, рев гидропланов) «Симфонию гудков» — на выставке она звучит в реконструкции петербургского композитора Дмитрия Григорова. Сам город тоже подвергается пересборке: Илья Голосов проектирует временные трибуны для праздничных мероприятий, а Алексей Бабичев — передвижной театр на грузовых автомобилях. Театральные декорации превращаются в «станок для работы актера» с подвижными составными частями (самый выразительный пример в экспозиции — макет к постановке «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка по чертежам Любови Поповой). Актер тоже трансформируется в машину, для которой Всеволод Мейерхольд разрабатывает универсальную концепцию движения — биомеханику.

Кадр из короткометражный фильма «Дневники Глумова». Фото: Культурный центр «Зотов»
Кадр из короткометражный фильма «Дневники Глумова».
Фото: Культурный центр «Зотов»

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн видит себя инженером, который занимается «монтажом аттракционов» — в соответствии с этим принципом он снимает короткометражный фильм «Дневники Глумова», пародирующий хронику Дзиги Вертова, который, в свою очередь, называет объектив камеры «киноглазом». Кстати, у посетителей выставки есть возможность озвучить немые кадры из фильмов Вертова: для этого нужно — желательно одновременно — повертеть ручки шумовых аппаратов, реконструированных по описаниям Владимира Попова.

Авангардные музыка, литература, кинематограф и театр зачастую рассматриваются как явления, параллельные конструктивизму, в то время как они во многом сформированы в русле конструктивистской парадигмы, что и подчеркивают кураторы. Архитектурные проекты, разумеется, тоже составляют важный блок выставки, причем в конкурсных листах и эскизах генпланов начинаешь видеть абстрактные композиции, которые представлены в «протоконструктивистском» разделе экспозиции.

Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов». Фото: Культурный центр «Зотов»
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре «Зотов».
Фото: Культурный центр «Зотов»

Если игнорировать кураторские тексты, выставка может показаться несколько хаотичной и дезориентирующей. И все-таки она имеет довольно крепкий каркас с несколькими опорными точками: изображенный предмет распадается на детали и плоскости, формируя беспредметную композицию, которая затем преобразуется в структурное построение, а то — обратно в предмет. Недаром сердцем выставки, с механическими клапанами и камерами, выступает вовсе не произведение искусства, а автомобильный двигатель начала XX века — воплощение красоты инженерной мысли и конструкции.

Центр «Зотов»
«1922. Конструктивизм. Начало»
До 12 марта

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+