18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрески Карраччи из капеллы Эрреры воссоединились в Палаццо Барберини

Экспозиция «Карраччи. Капелла Эрреры» в Палаццо Барберини. Фото: Alberto Novelli
Экспозиция «Карраччи. Капелла Эрреры» в Палаццо Барберини.
Фото: Alberto Novelli
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Монументальный цикл, фрагменты которого были сняты со стен 200 лет назад и разошлись по странам и музеям, вернулся в город, для которого был создан: росписи Аннибале Карраччи отреставрированы и показаны на выставке в римском Палаццо Барберини

В начале XVII века состоятельный испанский банкир Хуан Энрикес де Эррера заказал итальянскому художнику Аннибале Карраччи (1560–1609) росписи в семейной капелле в Риме. Вскоре после этого художник тяжело заболел и доверил довести работы до конца своим ассистентам под руководством Франческо Альбани. Результатом стал роскошный цикл фресок, не уступающий по уровню шедеврам, которые Карраччи создал для римского палаццо Фарнезе несколькими годами ранее.

До недавнего времени современные зрители могли только представлять себе, как цикл — посвященный святому Диего из Алькалы и изображающий библейские сюжеты и сцены из повседневной жизни — выглядел во всей полноте. Капеллу Эрреры в церкви Сан-Джакомо дельи Спаньоли демонтировали, а фрески Карраччи сняли со стен 200 лет назад.

Теперь фрески вновь объединили в экспозиции, которую сами организаторы называют «эпохальной». Выставка открылась в Национальном музее Прадо в Мадриде, затем переехала в Национальный музей искусства Каталонии в Барселоне, а теперь доступна для посещения на третьей и последней своей площадке — в Палаццо Барберини в Риме. Возвращение произведений в город, где они были созданы, стало поистине триумфальным.

Аннибале Карраччи и мастерская. «Апостолы у пустой гробницы». Фреска из цикла росписей капеллы Эрреры. Фрагмент. Фото: Museu Nacional De Arte De Cataluña
Аннибале Карраччи и мастерская. «Апостолы у пустой гробницы». Фреска из цикла росписей капеллы Эрреры. Фрагмент.
Фото: Museu Nacional De Arte De Cataluña

«Мы раздумывали об объединении этих фресок на протяжении более 20 лет, — рассказывает Андрес Убеда из Прадо, курировавший выставку. — Это потрясающая, но малоизвестная часть наследия Карраччи. Теперь ее можно будет изучить, проанализировать и переоценить».

Фрески и изумительная алтарная картина «Святой Диего представляет сына Хуана де Эрреры Христу» (около 1606), которую Аннибале Карраччи также создал для капеллы, находились в ней вплоть до 1830 года, когда капеллу разрушили, а работы перенесли в церковь Санта-Мария ин Монсеррато дельи Спаньоли. Алтарная картина осталась в церкви, семь фресок позднее перевезли в Прадо, девять — в Национальный музей искусства Каталонии, а еще три фрагмента были утрачены.

Перед воссоединением цикла хранившиеся в Прадо фрески потребовалось отреставрировать (барселонские и римские прошли реставрацию несколькими годами ранее). Андрес Убеда рассказывает, что в мадридском музее реставрацию долгое время откладывали из-за нехватки ресурсов и экспертизы. Только в 2012 году музей наконец привлек стороннего специалиста для реализации трехлетнего реставрационного проекта.

Хотя организовать выставку совместными усилиями трех институций из двух разных стран было «необычайно сложно», Убеда говорит, что результат того стоил. На каждой из площадок 16 фресок экспонировались по-своему, что позволило публике увидеть их с разных точек зрения. В Мадриде работы разместили на одном уровне вдоль стен, чтобы посетители могли рассмотреть их с близкого расстояния. В Барселоне их развесили более свободно на металлической решетке, благодаря чему создавалось впечатление, будто они парят в воздухе. В Палаццо Барберини фрески решили показать в просторном Мраморном зале высотой 16 м, размеры и планировка которого больше напоминают пространство капеллы Эрреры. «Мы стремились воссоздать первоначальные взаимоотношения между зрителями и произведениями, — рассказывает Фламиния Дженнари Сантори, директор Национальной галереи старинного искусства, в состав которой входят Палаццо Барберини и Галерея Корсини. — Эта площадка — одна из немногих, где экспозицию можно выстроить подобным образом».

Экспозиция «Карраччи. Капелла Эрреры» в Палаццо Барберини. Фото: Alberto Novelli
Экспозиция «Карраччи. Капелла Эрреры» в Палаццо Барберини.
Фото: Alberto Novelli

Андрес Убеда обращает внимание на то, что, несмотря на реставрацию, степень сохранности фресок остается неодинаковой. Так, фреска, на которой святой Диего спасает уснувшего в печи ребенка, пострадала при снятии и выпрямлении фрагмента с изогнутой стены.

По словам Дженнари Сантори, выставка также проливает свет на то, как был организован рабочий процесс Карраччи и его подмастерьев — «крупнейшей мастерской Рима», и в особенности на роль, которую играл в ней Альбани. Хотя сам Карраччи и перестал принимать участие в реализации этого проекта, его ассистентам удалось добиться «высокого стилистического единства», что свидетельствует об их независимости, техническом и художественном мастерстве. «Ассистенты Карраччи в сжатые сроки смогли создать произведения, по масштабам и великолепию сравнимые с невероятными фресками в палаццо Фарнезе, — говорит Дженнари Сантори. — Это большое достижение».  

Палаццо Барберини
«Карраччи. Капелла Эрреры»
До 5 февраля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+