18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей архитектуры отмечает 100-летие Общества изучения русской усадьбы

Неизвестный архитектор. Проект павильона с шатровым завершением. Середина XIX в. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Неизвестный архитектор. Проект павильона с шатровым завершением. Середина XIX в.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

В день 100-летия Общества изучения русской усадьбы, 22 декабря, в музее открывается выставка, посвященная основателю общества Владимиру Згуре и его коллекции графики

В Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «Среди коллекционеров» впервые показывают публике архитектурную графику, рисунки, планы конца XVIII — XIX века из личного собрания Владимира Згуры (1903–1927), историка и искусствоведа, одного из основателей Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ).

Монограммист Р.Ө.С. «Вид Витебска». Не позднее 1820 г. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Монограммист Р.Ө.С. «Вид Витебска». Не позднее 1820 г.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Интерес к старинным русским усадьбам возник в середине XIX века. В начале ХХ столетия им были посвящены многочисленные материалы в журналах «Старые годы» и «Столица и усадьба». Кажется странным, но интерес к ним не угас и после революции и Гражданской войны. Чем радикальнее была перестройка общества, тем больше находилось людей, желавших сохранить традиции и культуру.

Федор Соколов. Проект городской усадьбы Н.Д. Офрос в Чистом переулке в Москве. 1816. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Федор Соколов. Проект городской усадьбы Н.Д. Офрос в Чистом переулке в Москве. 1816.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Одним из ярчайших проявлений этого интереса стало Общество изучения русской усадьбы (1922–1930). В момент создания общества (22 декабря 1922 года) Владимиру Згуре было 19 лет, его другу и соратнику, искусствоведу Алексею Гречу — 23. Молодые люди были озабочены разрушением национализированных дворянских усадеб, которые они считали памятниками русского Просвещения, и ставили цель найти их и системно описать. В годы расцвета в ОИРУ входило около 100 человек. За 7 лет ими было исследовано приблизительно 160 подмосковных имений. Общество выпустило 16 сборников, проводило экскурсии, открытые заседания, музыкальные вечера, выставки. В 1926-м открыло курсы подготовки музейных работников. Как теперь становится ясно, была идея и создания коллекции общества (на некоторых листах, представленных на выставке, помимо штампа «Из собрания В.В.Згура», есть еще и штамп «О.И.Р.У.»).

Михаил Коринфский (Варенцов). Проект церкви. Не ранее 1819 г. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Михаил Коринфский (Варенцов). Проект церкви. Не ранее 1819 г.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Все лучшее, что попадалось в руки знатоков-искусствоведов и любителей старины, которые были членами ОИРУ, передавалось в музейные собрания, поэтому на первый взгляд листы из собрания самого Владимира Згуры кажутся незначительными. Это архитектурная графика конца XVIII — XIX века: планировки усадеб, дома и служебные постройки, садовые павильоны, церкви. Есть здесь и доморощенные чертежи, выполненные, вероятно, самими владельцами усадьб — любителями искусств или крепостными архитекторами (на выставке показаны проекты иконостасов неизвестных церквей). Важной частью экспозиции являются проекты архитектора московского ампира Афанасия Григорьева, монографию о котором Владимир Згура планировал написать.

В августе 1930 года НКВД ликвидировал ОИРУ за деятельность «вне всякой связи с задачами социалистического переустройства». Многие члены общества были репрессированы и погибли. Но Владимир Згура ушел из жизни раньше: летом 1927 года он утонул в Феодосии, ему было всего 24 года.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Аптекарский приказ
«Среди коллекционеров. К 100-летию основания Общества изучения русской усадьбы»
23 декабря — 26 февраля 2023

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+