18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей архитектуры отмечает 100-летие Общества изучения русской усадьбы

Неизвестный архитектор. Проект павильона с шатровым завершением. Середина XIX в. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Неизвестный архитектор. Проект павильона с шатровым завершением. Середина XIX в.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

В день 100-летия Общества изучения русской усадьбы, 22 декабря, в музее открывается выставка, посвященная основателю общества Владимиру Згуре и его коллекции графики

В Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «Среди коллекционеров» впервые показывают публике архитектурную графику, рисунки, планы конца XVIII — XIX века из личного собрания Владимира Згуры (1903–1927), историка и искусствоведа, одного из основателей Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ).

Монограммист Р.Ө.С. «Вид Витебска». Не позднее 1820 г. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Монограммист Р.Ө.С. «Вид Витебска». Не позднее 1820 г.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Интерес к старинным русским усадьбам возник в середине XIX века. В начале ХХ столетия им были посвящены многочисленные материалы в журналах «Старые годы» и «Столица и усадьба». Кажется странным, но интерес к ним не угас и после революции и Гражданской войны. Чем радикальнее была перестройка общества, тем больше находилось людей, желавших сохранить традиции и культуру.

Федор Соколов. Проект городской усадьбы Н.Д. Офрос в Чистом переулке в Москве. 1816. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Федор Соколов. Проект городской усадьбы Н.Д. Офрос в Чистом переулке в Москве. 1816.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Одним из ярчайших проявлений этого интереса стало Общество изучения русской усадьбы (1922–1930). В момент создания общества (22 декабря 1922 года) Владимиру Згуре было 19 лет, его другу и соратнику, искусствоведу Алексею Гречу — 23. Молодые люди были озабочены разрушением национализированных дворянских усадеб, которые они считали памятниками русского Просвещения, и ставили цель найти их и системно описать. В годы расцвета в ОИРУ входило около 100 человек. За 7 лет ими было исследовано приблизительно 160 подмосковных имений. Общество выпустило 16 сборников, проводило экскурсии, открытые заседания, музыкальные вечера, выставки. В 1926-м открыло курсы подготовки музейных работников. Как теперь становится ясно, была идея и создания коллекции общества (на некоторых листах, представленных на выставке, помимо штампа «Из собрания В.В.Згура», есть еще и штамп «О.И.Р.У.»).

Михаил Коринфский (Варенцов). Проект церкви. Не ранее 1819 г. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Михаил Коринфский (Варенцов). Проект церкви. Не ранее 1819 г.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Все лучшее, что попадалось в руки знатоков-искусствоведов и любителей старины, которые были членами ОИРУ, передавалось в музейные собрания, поэтому на первый взгляд листы из собрания самого Владимира Згуры кажутся незначительными. Это архитектурная графика конца XVIII — XIX века: планировки усадеб, дома и служебные постройки, садовые павильоны, церкви. Есть здесь и доморощенные чертежи, выполненные, вероятно, самими владельцами усадьб — любителями искусств или крепостными архитекторами (на выставке показаны проекты иконостасов неизвестных церквей). Важной частью экспозиции являются проекты архитектора московского ампира Афанасия Григорьева, монографию о котором Владимир Згура планировал написать.

В августе 1930 года НКВД ликвидировал ОИРУ за деятельность «вне всякой связи с задачами социалистического переустройства». Многие члены общества были репрессированы и погибли. Но Владимир Згура ушел из жизни раньше: летом 1927 года он утонул в Феодосии, ему было всего 24 года.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Аптекарский приказ
«Среди коллекционеров. К 100-летию основания Общества изучения русской усадьбы»
23 декабря — 26 февраля 2023

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+