18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Маркетинг по-родственному: как Винсент ван Гог становился великим

Йоханна ван Гог. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог.
Фото: Van Gogh Museum
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Как известно, у Винсента был брат Тео, а у Тео — жена Йоханна. Именно она сыграла важную роль в посмертном прославлении обоих ван Гогов. Исследователь Ханс Люйтен написал о ней биографическую книгу, полную судьбоносных фактов и любопытных деталей

История женщины по имени Йоханна (или Йо) ван Гог Бонгер (1862–1925) заслуживала подробного рассказа, и он в конце концов появился. Яркая и основательная биография, написанная Хансом Люйтеном и первоначально опубликованная на голландском языке в 2019 году, отражает решимость Йо посвятить жизнь наследию любимого мужа, торговца произведениями искусства Тео ван Гога, и его брата, художника Винсента.

Hans Luijten. «Jo van Gogh-Bonger: The Woman Who made Vincent Famous» / Translated by Lynne Richards. Bloomsbury Publishing. 544 с.: 63 цв. и 67 ч/б ил. £20. На английском языке
Hans Luijten. «Jo van Gogh-Bonger: The Woman Who made Vincent Famous» / Translated by Lynne Richards. Bloomsbury Publishing. 544 с.: 63 цв. и 67 ч/б ил. £20. На английском языке

Йо Бонгер вышла замуж за Тео в апреле 1889 года в возрасте 26 лет и переехала с ним в Париж. Но тот умер меньше чем через год после свадьбы, оставив ее с младенцем по имени Винсент. И хотя она была только шапочно знакома с другим Винсентом, братом мужа, она взяла на себя ответственность за сотни его холстов и рисунков. Йо вернулась в Нидерланды и много лет содержала гостевой дом в Бюссуме, недалеко от Амстердама. А между делом установила связи с художниками, писателями и арт-дилерами, которые хотели продвигать творчество Винсента ван Гога (в частности, с Эмилем Бернаром и Жюльеном Леклерком).

Футляр с фотографиями Йо Бонгер и Тео ван Гога. 1889. Фото: Van Gogh Museum
Футляр с фотографиями Йо Бонгер и Тео ван Гога. 1889.
Фото: Van Gogh Museum

Уже в самом начале 1890-х выставки работ ван Гога прошли в галереях Barc de Boutteville в Париже и Kunstkring в Гааге. Бельгийцы и немцы тоже хотели экспонировать его произведения. Но этим интересом, который скоро превратился в спрос, нужно было управлять. Между 1900 и 1905 годом было устроено 15 выставок, в том числе большая ретроспектива в амстердамском Стеделейк-музее. Такие маршаны, как Амбруаз Воллар в Париже и Пауль Кассирер в Берлине, вели переговоры о покупке картин, и необходимо было предотвратить тайные попытки галереи Bernheim-Jeune, а также состоятельного коллекционера Хелен Крёллер-Мюллер приобрести весь корпус работ целиком.

Йоханна ван Гог Бонгер за своим столом в гостиной на Конингинневег, 77 в Амстердаме (1909 или позже). На стене за письменным столом висят картины Фантен-Латура и Винсента ван Гога. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог Бонгер за своим столом в гостиной на Конингинневег, 77 в Амстердаме (1909 или позже). На стене за письменным столом висят картины Фантен-Латура и Винсента ван Гога.
Фото: Van Gogh Museum

Практичная, дальновидная женщина, по сути, срежиссировала массовое увлечение и творчеством, и биографией своего покойного деверя. Ван Гог Бонгер очень хотела, чтобы мир узнал о братских узах, связывавших Винсента и Тео. В частности, она понимала, что переписка «оживляет» мертвых. Поэтому в 1914 году опубликовала письма Винсента к Тео в трех томах, а со временем перевела две трети этих писем на английский язык. Впрочем, кроме желания почтить память своего короткого, но счастливого брака, она еще и стремилась обеспечить финансовое будущее сына. К моменту смерти в 1925 году Йо ван Гог Бонгер продала почти 200 картин и более 50 работ на бумаге, оставив достаточно средств, чтобы младший Винсент смог подготовить базу для открытого в 1973 году Музея ван Гога в Амстердаме.

Йоханна ван Гог с семьей. Фото: Van Gogh Museum
Йоханна ван Гог с семьей.
Фото: Van Gogh Museum

Правда, личная жизнь Йо после смерти Тео сложилась не очень удачно. Сначала она встречалась с распутным художником Исааком Исраэлсом, а в 1901 году вступила в брак с другим художником, невротиком Йоханом Госшалком. Из книги мы узнаем, что ван Гог Бонгер руководствовалась благочестивым протестантским воспитанием, но не была чужда современным веяниям: она стала одной из основателей Голландской социал-демократической рабочей партии в 1894 году и была ярой сторонницей борьбы за права женщин.

Люйтен был одним из редакторов опубликованной в 2009 году переписки ван Гога. Благодаря хорошему знанию архивов, личность Йо ван Гог Бонгер в своей книге он представил так же детально и всесторонне. Здесь много нового материала (например, цитируются письма, которые писал ей Исраэлс). Этот биографический труд вполне соответствует образу героини, движимой преданностью и чувством долга.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+