18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Один из полутора миллиардов, но все же сам по себе

Ай Вэйвэй на фоне инсталляции Letgo Room (2015) на выставке «Уорхол — Ай Вэйвэй» в Национальной галерее Виктории (Мельбурн, Австралия). Фото: National Gallery of Victoria
Ай Вэйвэй на фоне инсталляции Letgo Room (2015) на выставке «Уорхол — Ай Вэйвэй» в Национальной галерее Виктории (Мельбурн, Австралия).
Фото: National Gallery of Victoria
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Не так уж мало современных китайских художников добились внимания к себе со стороны мирового арт-сообщества. Хотя далеко не всех публика знает по имени. Ай Вэйвэя, автора новой книги мемуаров, знает наверняка

Известнейший китайский художник Ай Вэйвэй выпустил мемуары «1000 лет радостей и печалей», которые теперь изданы на русском языке «Альпиной нонфикшн». В своем эпическом повествовании он проследил историю Китая за последние 100 с лишним лет на примере собственной семьи. И начал с 1910 года, когда в зажиточной крестьянской семье родился его отец, впоследствии выдающийся китайский поэт Ай Цин. В 1950-м, на пике карьеры, тот возглавлял «Жэньминь вэньсюэ» — главное издание Всекитайской ассоциации литературы и искусства, жил в Пекине в роскошных апартаментах, имел прислугу. Так что Ай Вэйвэй появился на свет в 1957-м в атмосфере достатка и благополучия.

Ай Вэйвэй. «1000 лет радостей и печалей». М.: Альпина нонфикшн, 2022. 424 с.: ил.; 16 с. вкл.
Ай Вэйвэй. «1000 лет радостей и печалей». М.: Альпина нонфикшн, 2022. 424 с.: ил.; 16 с. вкл.

Зато в 1960-е, в период «культурной революции», семья хлебнула горя: их сослали в трудовой лагерь в пустыне Гурбантюнгут (в «маленькую Сибирь»), поселили в землянке; отец мыл общественные туалеты и каждый день на политинформации каялся в грехах перед двумя сотнями человек. По сравнению с условиями, в которых Ай Вэйвэй жил со своих 10 до 15 лет, то есть до реабилитации отца, антиутопия Оруэлла кажется милой детской сказкой. Будущий художник вырос стоиком. Как и его отец, он безмерно одарен: его неукротимая энергия проявляется не только в масштабных инсталляциях, но и в фотографии, кинодокументалистике, архитектуре, теперь вот в мемуарах.

В юности он хотел стать мультипликатором и был в числе первых китайских студентов, отправившихся в 1981-м учиться в США. Спустя 13 лет, так и не окончив колледж и не сумев пробиться на арт-сцене, он вернулся на родину. Именно в Китае к нему пришла международная известность. В 1999-м он участвовал в Венецианской биеннале, а в 2010-м в Турбинном зале Тейт Модерн разбросал на полу 100 млн раскрашенных вручную фарфоровых семечек, тем самым продемонстрировав почти безграничные производственные возможности Китая (семечки изготовило 1,6 тыс. ремесленников).

Ай Вэйвэй. Бело-голубая фарфоровая тарелка. 2017. Фото: Ai Weiwei studio
Ай Вэйвэй. Бело-голубая фарфоровая тарелка. 2017.
Фото: Ai Weiwei studio

На родине проявился еще один талант Ай Вэйвэя: он обладает необычайным социальным темпераментом и нетерпим к коррупции и лжи во власти. В середине 2000-х он стал популярным в Китае блогером и прославился, в частности, тем, что собрал и опубликовал имена 4851 ребенка, погибшего при землетрясении в провинции Сычуань в 2008 году. Художник связал их смерть с коррупцией и некачественным строительством школьных зданий.

После этого скандала Коммунистическая партия Китая объявила Ай Вэйвэя личным врагом. За ним установили слежку, его арт-проекты были заморожены, а построенная близ Шанхая мастерская — снесена. В 2011 году художника арестовали прямо в аэропорту, когда он улетал на открытие выставки в Гонконг. Всепланетная акция солидарности с ним стала беспрецедентной для художественного мира. В нее были вовлечены крупнейшие музеи и знаменитые художники; тысячи людей в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и других городах устраивали сидячие забастовки перед китайскими посольствами (акция «1001 стул для Ай Вэйвэя»). Спустя два с половиной месяца художника выпустили, а в 2015-м разрешили покинуть страну.

Ай Вэйвэй. Видео «Роняя урну династии Хань». 1995.  Фото: Guggenheim Museum
Ай Вэйвэй. Видео «Роняя урну династии Хань». 1995.
Фото: Guggenheim Museum

Мемуары написаны с ощутимой страстью, от них трудно оторваться. Они дают представление о таком Китае, который неизвестен широкой публике. Речь не только о бесчеловечном коммунистическом прошлом, но и о капиталистическом настоящем. Китайское экономическое чудо художника совсем не очаровало. По его мнению, государственная машина, как и во времена Мао, подавляет инакомыслие и безжалостна к идеологическим противникам. Ничем хорошим это не закончится, полагает автор. Учитывая, что в октябре 2022 года Си Цзиньпин в третий раз избран главой ЦК КПК и речь заходит о его пожизненном правлении, не исключено, что диссидентский пафос Ай Вэйвэя может оказаться пророческим.

И вторая причина, почему книгу надо прочесть: она создает важный международный контекст для российского искусства. Исподволь читателю становится понятно, что и Pussy Riot, и Петр Павленский — это не проявления посконного скоморошества, а вполне себе генеральная линия contemporary art, на стыке искусства, политики и медиа.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+