18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Миллениум российского образца: взгляд из-за Ла-Манша

Нестор Энгельке. Деревянная палеолитическая Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу». 2020. Фото: Vladey
Нестор Энгельке. Деревянная палеолитическая Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу». 2020.
Фото: Vladey
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В Unicorn Publishing Group на английском и русском языках вышла книга «Искусство России в новом тысячелетии». Этот обзор, не подразумевавший никаких итогов, даже промежуточных, так или иначе все равно подводит условную черту — но слишком уж условную

Во времена, когда на Западе все громче звучат призывы «отменить» русскую культуру, появление такой книги — настоящее чудо. Разумеется, возникает вопрос о том, кто же эти отважные люди, решившиеся плыть против течения. Оба автора живут в Лондоне: Эдвард Люси-Смит — британский журналист, а Сергей Ревякин — коллекционер искусства с русскими корнями. И это важно держать в уме, беря в руки их щедро иллюстрированное творение.

Эдвард Люси-Смит, Сергей Ревякин. «Искусство России в новом тысячелетии». Unicorn Publishing Group. 2022. 240 с.: ил.
Эдвард Люси-Смит, Сергей Ревякин. «Искусство России в новом тысячелетии». Unicorn Publishing Group. 2022. 240 с.: ил.

Не дайте «энциклопедичности» названия ввести вас в заблуждение. Список использованной литературы в основном состоит не из книг или статей в научных журналах, а из ссылок на интернет-ресурсы, значительная часть которых — это статьи из англоязычной Википедии. Здесь вы найдете не строгий научный подход, а, скорее, взгляд коллекционера, руководствующегося личными предпочтениями и прихотями. Не имеет смысла задаваться вопросом о том, почему в книге, например, вовсе не упоминается такой состоявшийся и признанный на международном уровне художник, как Александр Шишкин-Хокусай, представлявший Россию на Венецианской биеннале в 2017 году, в то время как некоторым малоизвестным и вторичным авторам отведено довольно много места. Нравится вам это или нет, — так решили авторы, ориентируясь на собственный вкус.

Edward Lucie-Smith, Sergei Reviakin. «Russian Art in the New Millennium». Unicorn Publishing Group. 2022. 256 с.: ил. На английском языке
Edward Lucie-Smith, Sergei Reviakin. «Russian Art in the New Millennium». Unicorn Publishing Group. 2022. 256 с.: ил. На английском языке

В числе преимуществ книги можно назвать количество и качество вошедших в нее иллюстраций. Но отдельные жемчужины мудрости так и тянет зачитать вслух — например, такой фрагмент из англоязычного издания: «Художники, живущие в Москве, создают, как и можно ожидать, сложное и урбанистическое искусство. Некоторые из них родились в столице; другие переехали сюда, чтобы развивать свою творческую карьеру. Интересно, что многие из этих московских художников — женщины».

Очаровательная наивность писателей, издалека смотрящих на российскую культурную сцену, иногда приводит к почти комичным оплошностям, в особенности когда они пытаются говорить о таких сложных и скудно задокументированных явлениях, как уличное искусство. Находясь под впечатлением от многочисленных «фестивалей городского искусства», проводимых на государственные средства, в результате чего появилось огромное число по большей части декоративных либо откровенно пропагандистских псевдопатриотических муралов, они приходят к ошибочному выводу о том, что в России, в отличие от Запада, уличное искусство пользуется широкой официальной поддержкой. Увы, это очень далеко от реальности, за исключением Нижнего Новгорода, который известен как «столица уличного искусства России», но даже там его скорее терпят, чем поощряют. Иногда складывается впечатление, что авторы слепо шли по дороге, проторенной сверставшим книжный макет дизайнером: местами кажется, что текст иллюстрирует изображение, а не наоборот.

И все же масштабы проделанной работы заслуживают определенного уважения: на 240 страницах книги создатели умудрились уместить 250 имен художников. Авторы постарались упомянуть всех важных и не очень персонажей, появившихся на российской сцене с 2000-х годов. При этом тех, кто начинал в 1990-е или в конце 1980-х, не включили в подборку, хотя именно они во многом определяют современный культурный ландшафт России.

Структурирование книги авторам явно далось с трудом, вероятно из-за обилия материала. Создается впечатление, что они так и не смогли решить, группировать ли художников по месту рождения, технике, стилю или гендерной принадлежности, что явствует из таких названий глав, как «От прошлого к настоящему», «Природа и гендер», «Абстракционизм и сюрреализм», «Иконопись», «Москва», «Санкт-Петербург», «Центральная Россия», «На берегах Волги», «Вокруг Уральских гор», «Женщины в российском искусстве», «Концептуализм» и так далее.

Писать историю событий, разворачивающихся у нас на глазах прямо сейчас, — трудная и зачастую неблагодарная задача. Работа над книгой явно завершилась до начала спецоперации, которая резко изменила российский мир искусства. Неудивительно, что значительная часть информации уже успела устареть, и это заметно даже в предисловии. Венецианское пространство фонда V–A–C под названием Палаццо делле Дзаттере закрылось, а многие из упомянутых в книге художников покинули Россию — не исключено, что навсегда.

Но все же игнорирование актуального контекста выглядит как осознанный выбор авторов. Создается впечатление, что они скорее предпочитают жить в отрицании, не примечая этого слона, чем в последний момент вносить правки в текст. В результате книга стала реликвией менее безумного и более счастливого мира, который теперь существует только в памяти людей и на бумаге. 

Рецензия написана на англоязычное издание Russian Art in the New Millennium для интернет-портала Russian Art Focus.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+