18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Назад в будущее: какие проекты нам обещают музеи в наступающем году

Автор текста
Софья Багдасарова
Искусстовед, журналист, арт-блогер
Сергей Герасимов. «Обсуждение выставки у московских художников». 1944. Фото: Собрание Романа Бабичева
Сергей Герасимов. «Обсуждение выставки у московских художников». 1944.
Фото: Собрание Романа Бабичева
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Невозможность обмена экспонатами с западными коллекциями и необходимость сохранять приличествующую эпохе спецоперации политкорректность — условия, в которых создаются новые выставки

Ежегодно в декабре мы составляем список «Лучшие выставки будущего года», опрашивая ведущие музеи об их планах, и сейчас, перечитывая материал, составленный в конце 2021 года, хочется утирать слезы. Столько выставок, намеченных на этот год, оказались отмененными после начала спецоперации России на Украине: Арчимбольдо в ГМИИ, Анне Имхоф в «Гараже», Болтански в петербургском Манеже, «Сокровища музеев Генуи» в ГИМе и так далее! Многие из них уже переносили из-за ковида, но тогда бедствие было общемировым и мы питали надежды, что после окончания пандемии эти проекты все-таки увидим, и даже были намечены конкретные даты. Теперь же Рубикон перейден окончательно — больше никаких готовых импортных проектов, никаких собственных блокбастеров с участием западных экспонатов, никаких ретроспектив живых звезд мировой арт-сцены. И почти никаких конкретных будущих дат. В своей выставочной политике российские музеи оказались отброшены к состоянию советского периода, когда из иностранного к их услугам были лишь фонды музеев соцлагеря и прочих дружественных, но немножечко недотягивающих до европейского уровня стран. Невозможно ввозить для показов и работы русских художников, которые хранят на Западе многие крупные российские коллекционеры.

Аналогично съежились и российские выездные проекты. Ничего подобного выставкам коллекций Сергея Щукина и братьев Морозовых в парижском Фонде Louis Vuitton в ближайшее время не состоится. Как пишут наши британские коллеги, на лето 2023-го и зиму 2023–2024 годов был давно намечен крупнейший проект «После импрессионизма», коллаборация лондонской Национальной галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который планировалось показать в обеих странах. Его крах иностранные кураторы назвали «душераздирающим», однако смогли найти замену работам из российского собрания у западных коллекционеров. ГМИИ тоже будет обходиться собственными силами.

Новости, подобные опубликованной в ноябре Министерством культуры («Музей Мирового океана представил на Кубе выставку об истории создания российского флота»), теперь появляются все чаще.

Текущая геополитическая ситуация повлияла и на бюджеты — в сторону их уменьшения. Стало меньше государственных денег, а еще меньше денег спонсорских. Свои проекты сворачивают частные меценаты. Так, в ближайшее время мы не увидим ничего нового в Музее современного искусства «Гараж».

Выставлять современное искусство, обязанное ловить пульс окружающей жизни, становится делом рискованным, а необходимость соблюдать политкорректность — для многих кураторов и художников почти невыполнимая задача.

Выставочные организации свои планы теперь утверждают в Министерстве культуры заранее, причем задолго. Поэтому музеи делают ставку на спокойное и традиционное. Самым крупным проектом в Государственной Третьяковской галерее, видимо, будет ретроспектива Николая Рериха, в Государственном Русском музее — Василия Сурикова, Эрмитаж же расскажет о взаимоотношениях Романовых и романтического культа Средневековья в проекте «Цари и рыцари». Есть ощущение, что возросло число выставок, посвященных иконам и народному искусству.

Также музеи показывают проекты, которые готовили в «тучные» годы, но не успели открыть. Как упомянутая «После импрессионизма» в ГМИИ. В петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» покажут экспозицию, посвященную великим достижениям русского балета, которую, вообще-то, готовили к мировым гастролям. Еврейский музей и центр толерантности обещает проект о науке за 500 лет, создававшийся совместно с Политехническим музеем.

Безопасной кажется тема искусства СССР, тем более что в последние годы его действительно научились прекрасно изучать и показывать. Так, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» организует большой проект к 100-летию образования СССР — «ДК СССР», который объединит искусство стран постсоветского пространства. В Музее Москвы откроется выставка «Дом моделей. Индустрия советских образов» о главных столичных «институтах моды» на протяжении ХХ века.

Перетасовка выставочных планов, рассчитанных на годы вперед, во многих институциях привела к появлению немалого числа явно заместительных проектов с подзаголовком «Из фондов музея» — порой это очень интересно, так как вскрывает такие пласты хранения, которые в противном случае вряд ли попали бы на публичное обозрение. И то хлеб.

Подробнее о выставках читайте здесь

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+