18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Назад в будущее: какие проекты нам обещают музеи в наступающем году

Автор текста
Софья Багдасарова
Искусстовед, журналист, арт-блогер
Сергей Герасимов. «Обсуждение выставки у московских художников». 1944. Фото: Собрание Романа Бабичева
Сергей Герасимов. «Обсуждение выставки у московских художников». 1944.
Фото: Собрание Романа Бабичева
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Невозможность обмена экспонатами с западными коллекциями и необходимость сохранять приличествующую эпохе спецоперации политкорректность — условия, в которых создаются новые выставки

Ежегодно в декабре мы составляем список «Лучшие выставки будущего года», опрашивая ведущие музеи об их планах, и сейчас, перечитывая материал, составленный в конце 2021 года, хочется утирать слезы. Столько выставок, намеченных на этот год, оказались отмененными после начала спецоперации России на Украине: Арчимбольдо в ГМИИ, Анне Имхоф в «Гараже», Болтански в петербургском Манеже, «Сокровища музеев Генуи» в ГИМе и так далее! Многие из них уже переносили из-за ковида, но тогда бедствие было общемировым и мы питали надежды, что после окончания пандемии эти проекты все-таки увидим, и даже были намечены конкретные даты. Теперь же Рубикон перейден окончательно — больше никаких готовых импортных проектов, никаких собственных блокбастеров с участием западных экспонатов, никаких ретроспектив живых звезд мировой арт-сцены. И почти никаких конкретных будущих дат. В своей выставочной политике российские музеи оказались отброшены к состоянию советского периода, когда из иностранного к их услугам были лишь фонды музеев соцлагеря и прочих дружественных, но немножечко недотягивающих до европейского уровня стран. Невозможно ввозить для показов и работы русских художников, которые хранят на Западе многие крупные российские коллекционеры.

Аналогично съежились и российские выездные проекты. Ничего подобного выставкам коллекций Сергея Щукина и братьев Морозовых в парижском Фонде Louis Vuitton в ближайшее время не состоится. Как пишут наши британские коллеги, на лето 2023-го и зиму 2023–2024 годов был давно намечен крупнейший проект «После импрессионизма», коллаборация лондонской Национальной галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который планировалось показать в обеих странах. Его крах иностранные кураторы назвали «душераздирающим», однако смогли найти замену работам из российского собрания у западных коллекционеров. ГМИИ тоже будет обходиться собственными силами.

Новости, подобные опубликованной в ноябре Министерством культуры («Музей Мирового океана представил на Кубе выставку об истории создания российского флота»), теперь появляются все чаще.

Текущая геополитическая ситуация повлияла и на бюджеты — в сторону их уменьшения. Стало меньше государственных денег, а еще меньше денег спонсорских. Свои проекты сворачивают частные меценаты. Так, в ближайшее время мы не увидим ничего нового в Музее современного искусства «Гараж».

Выставлять современное искусство, обязанное ловить пульс окружающей жизни, становится делом рискованным, а необходимость соблюдать политкорректность — для многих кураторов и художников почти невыполнимая задача.

Выставочные организации свои планы теперь утверждают в Министерстве культуры заранее, причем задолго. Поэтому музеи делают ставку на спокойное и традиционное. Самым крупным проектом в Государственной Третьяковской галерее, видимо, будет ретроспектива Николая Рериха, в Государственном Русском музее — Василия Сурикова, Эрмитаж же расскажет о взаимоотношениях Романовых и романтического культа Средневековья в проекте «Цари и рыцари». Есть ощущение, что возросло число выставок, посвященных иконам и народному искусству.

Также музеи показывают проекты, которые готовили в «тучные» годы, но не успели открыть. Как упомянутая «После импрессионизма» в ГМИИ. В петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» покажут экспозицию, посвященную великим достижениям русского балета, которую, вообще-то, готовили к мировым гастролям. Еврейский музей и центр толерантности обещает проект о науке за 500 лет, создававшийся совместно с Политехническим музеем.

Безопасной кажется тема искусства СССР, тем более что в последние годы его действительно научились прекрасно изучать и показывать. Так, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» организует большой проект к 100-летию образования СССР — «ДК СССР», который объединит искусство стран постсоветского пространства. В Музее Москвы откроется выставка «Дом моделей. Индустрия советских образов» о главных столичных «институтах моды» на протяжении ХХ века.

Перетасовка выставочных планов, рассчитанных на годы вперед, во многих институциях привела к появлению немалого числа явно заместительных проектов с подзаголовком «Из фондов музея» — порой это очень интересно, так как вскрывает такие пласты хранения, которые в противном случае вряд ли попали бы на публичное обозрение. И то хлеб.

Подробнее о выставках читайте здесь

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
5
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+