18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Профессор Жуковский и его соратники в мечтах о полете

Ольга Делла-Вос Кардовская. «Портрет Громова перед полётом». 1938. Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Ольга Делла-Вос Кардовская. «Портрет Громова перед полётом». 1938.
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Неожиданно, но в Москве есть филиал калужского Музея истории космонавтики имени Циолковского — этот статус не так давно получил мемориальный музей Николая Жуковского, в здании которого когда-то рождалось все российское воздухоплавание

Столичная улица Радио для «лириков» — это в первую очередь усадьба Демидова и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ). Но для «физиков» — квартал Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Во всех смыслах на стыке между ними — особняк Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского, в 2020 году перешедший в ведение Министерства культуры РФ и ставший московским филиалом Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге.

В 1776–1803 годах здание принадлежало коллежскому советнику Ивану Головину; тогда и появилась основная часть особняка (сейчас она определяется по небольшим окошкам на двухэтажном объеме). В XIX веке дом часто менял хозяев, здесь располагались магазины, склады, трактир. Купец Михайлов, один из владельцев здания, в начале ХХ века его перестроил — так появились современный вход, парадная лестница и задняя часть дома, — и сдавал внаем.

Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского. Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского.
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского

В 1915 году здесь обосновались Теоретические курсы авиации при Московском техническом училище (сегодня МГТУ им. Н.Э.Баумана), которые возглавил профессор, член-корреспондент Императорской академии наук Николай Жуковский, преподававший в училище теорию воздухоплавания. Шла Первая мировая война, сомнений в необходимости развития авиации больше не было, и в тихом особняке на четырехмесячных курсах проходили теоретическую подготовку будущие летчики. После революции Жуковский вместе с учениками убедил Совет народных комиссаров в необходимости создания научного института по проблемам авиации, авиационной науки и аэродинамики — и с декабря 1918 года в здании начал работу Центральный аэрогидродинамический институт.

Признание заслуг Жуковского подтверждалось постановлением Совнаркома 1920 года за подписью Ленина, где ученый был назван — буквально — «отцом русской авиации». Любопытно, что сам он в воздух поднимался только один раз — на воздухоплавательной выставке в Париже, в корзине привязанного к земле воздушного шара. Однако на высоте почувствовал себя плохо, сел на дно корзины, закрыл глаза и дождался, когда его спустят на землю.

В 1920-е годы институт занимал уже целый квартал, в 1930-х авиаторы получили площадку в Подмосковье (сейчас это город Жуковский). В 1947 году, когда отмечалось 100-летие Николая Жуковского, особняк на улице Радио было решено передать под музей, в создании которого принимали участие ученики профессора — ведущие советские авиаконструкторы. Он был открыт 17 января 1956 года, и ленточку на открытии перерезал Андрей Туполев.

Сегодня музей рассказывает об истории русской авиации — от первых летательных аппаратов тяжелее воздуха до авиации наших дней, сохраняя научные фонды самого Николая Жуковского, его библиотеку, а также научные фонды его учеников.

Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского. Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского.
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского

В собрании музея есть первый серийный летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижным крылом, созданный пионером немецкой авиации Отто Лилиенталем и приобретенный Жуковским. В одном из залов размещена большая аэро­динамическая труба, построенная в 1909 году по проекту Туполева под руководством Жуковского его учениками — членами воздухоплавательного кружка. Скорость потока воздуха в трубе достигала 22 м/с, и ее использование способствовало целому ряду открытий.

Рядом с музеем продолжает работу, как его называют, «московский» ЦАГИ. Здесь, на закрытой ведомственной территории, действуют аэродинамическая труба постройки середины 1920-х годов и гидроканал, созданный в 1930-е годы для отработки морских самолетов (их действующие модели можно увидеть в музее). А соседнее здание, которое сейчас занимает ВХНРЦ им. Грабаря, было построено в середине 1920-х специально для отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства Туполева, потому что в особняке не хватало места для размещения самолетов. В музее можно увидеть десятки моделей летательных аппаратов, самым старым из которых больше 100 лет. Например, большую модель четырех­двигательного самолета, построенного по проекту Игоря Сикорского. Она изготовлена в 1915 году на том же Русско-Балтийском вагонном заводе, где был сделан первый бомбардировщик.

Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского. Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского.
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского

Художественных экспонатов в музее меньше, чем технических, но и они заслуживают внимания. За выполненный из дерева портрет кораблестроителя, академика Алексея Крылова скульптор Вера Мухина в 1946 году была удостоена Сталинской премии (в музее представлен вариант портрета в бронзе). Еще одна работа Мухиной — скульп­турный портрет летчицы Екатерины Будановой, сражавшейся в легендарном отряде «Ночные ведьмы» и погибшей в 27 лет. Портрет прославленного летчика Валерия Чкалова создавался скульптором Саррой Лебедевой с натуры. В силу постоянной занятости Чкалова эти сеансы позирования довольно часто откладывались, и после его трагической гибели Лебедева решила оставить портрет незавершенным. На рисунках члена-коррес­пондента Академии художеств СССР Ивана Космина — портреты с натуры Андрея Туполева (созданный им же живописный портрет конструктора находится в Русском музее).

В собрании музея есть коллекция произведений летчика и члена Союза художников СССР Андрея Юмашева, друга и ученика Роберта Фалька. Юмашев входил в состав экипажа, совершившего в 1937 году второй беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США) и поставившего рекорд дальности. По его воспоминаниям, в самолете совсем не было места, но он все же положил в карман кисть и краски. Уже в Калифорнии, глядя из окна отеля, он написал акварель «Первое утро в Америке», которую сейчас можно увидеть в экспозиции.

В планах Музея Жуковского — выставка, посвященная Андрею Туполеву; она приурочена к юбилейным датам, связанным и с самим авиаконструктором, и с его конструкторским бюро.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+