18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника

Лиана Рогинская. Фото: facebook.com/ekaterina.kondranina
Лиана Рогинская.
Фото: facebook.com/ekaterina.kondranina

Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания

На одной из поздних картин Михаила Рогинского, изображающей обычный московский двор с многоэтажками, можно разглядеть черную женскую фигурку, гуляющую с двумя собаками. Лиана рассказывала, что это ее портрет. Один из апостолов нонконформистского искусства, Рогинский знаменит своими «портретами» бедных советских вещей и предметов, традиционных портретов он не писал, но свою вторую жену и главную музу видел как необходимый элемент своей художественной вселенной.

Они познакомились на одной из полуподпольных выставок в Москве. К этому моменту Рогинский уже был важной фигурой в московском арт-сообществе, а Лиана (или Нана, как ее звали друзья) — начинающим искусствоведом, она была моложе на 20 лет. Но несмотря на авторитет художника в своем кругу, бытовая жизнь их была трудной. Как рассказывает в своей лекции на «Арзамасе» завотделом новейших течений Третьяковки Ирина Горлова: «Все друзья Рогинского говорят о страшной неустроенности и бедности, в которой жили Рогинские. Нана подрабатывала вязанием, несмотря на то что она была дипломированным историком искусства. Но чтобы как-то существовать и помогать первой семье, где остался сын, Рогинскому средств не хватало, они жили очень трудно и тяжело».

В результате они решили эмигрировать. Собирались в Америку, но туда нельзя было взять двух любимых собак — так чета в 1978 году оказалась во Франции.

Коммерческого успеха у Рогинского в Париже не случилось, и Лиана работала на разных поприщах, зарабатывая деньги, чтобы ее муж мог спокойно писать картины. В маленькой парижской квартире все стены занимали холсты, иногда висевшие в несколько слоев. Его поздний период был очень плодотворным, но в постсоветское время на родине Рогинского воспринимали в основном по его ранним вещам 1960-х, к которым с легкой руки поэта Генриха Сапгира приклеился термин «русский поп-арт», не очень устраивавший самого художника. В конце 1990-х и начале 2000-х в Москве состоялось несколько его выставок, в том числе большая «Пешеходная зона» в Третьяковке, и потом — в Русском музее, которая открыла публике «нового» Рогинского, не столько концептуального художника, сколько живописца.

После смерти Рогинского в 2004 году устройство выставок осложнялось нерешенным вопросом с его наследием. Он не оставил завещания, и первая семья художника — жена и сын — претендовала на его часть. По этой причине была со скандалом отменена планировавшаяся выставка в ГМИИ. Лиана Рогинская готова была фанатично отстаивать свои права в судах.

Тем не менее Лиана Рогинская, чувствуя свою миссию, пыталась организовывать выставки, выпускать книги — в издательстве НЛО вышел сборник мемуаров о художнике «Дураки едят пироги», а в 2014 году в Венеции в рамках официальной программы 14-й Международной архитектурной биеннале открылась выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону красной двери». Она была организована Фондом Рогинского, соучредителями которого стали Лиана Рогинская и меценат Инна Баженова при поддержке фонда In artibus и в сотрудничестве с CSAR — Центром изучения культуры России при Университете Ка’Фоскари. Это был первый большой (120 живописных работ) показ художника на международной сцене.

«Благодаря Лиане Рогинской, — говорит Инна Баженова, — я по-настоящему познакомилась с творчеством Михаила Рогинского. Мы вместе сделали несколько посвященных художнику крупных проектов, например выставку „По ту сторону красной двери“ в рамках 14-й Архитектурной биеннале в Венеции. Лиана Рогинская играла важную роль в систематизации наследия художника и останется в памяти как его спутница, талантливый искусствовед и яркая, неординарная личность».

В одном из интервью Лиана говорила: «Когда-нибудь — неважно, сколько пройдет времени, неважно, увижу я это или нет, — картины Миши будут висеть в самых крупных музеях рядом с другими большими художниками ХХ века — рядом с Ротко, с Бэконом, с Фрейдом, потому что им место там». Хочется надеяться, что ее мечта осуществится.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+