18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

До легендарных звезд футуризма и дадаизма рукой подать

Софи Тойбер-Арп и ее сестра в костюмах индейцев хопи, разработанных художницей.1920. Фото: Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswert/The Estate and Hauser & Wirth
Софи Тойбер-Арп и ее сестра в костюмах индейцев хопи, разработанных художницей.1920.
Фото: Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswert/The Estate and Hauser & Wirth
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Книга Екатерины Истоминой, которую читатели знали в основном как журналиста, знакомит с ее научными интересами. Под ее пером герои и события европейского театрального авангарда становятся не просто более понятными, но еще и заново интригующими

Журналист Екатерина Истомина (1974–2021) была знакома большинству своих читателей как обозреватель новинок модных и ювелирных домов, часовых и автомобильных ярмарок. Но книга с подзаголовком «Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920» представляет ее как историка и академического исследователя. Этот поворот — далеко не единственный в судьбе и характере Кати, к чему отсылает и главное название книги — «Вызов звездам».

Екатерина Истомина. «Вызов звездам. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920». М.: Издательство ГИТИС, 2022. 208 с.
Екатерина Истомина. «Вызов звездам. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920». М.: Издательство ГИТИС, 2022. 208 с.

Она училась в балетном училище, закалившем ее дух. После травмы, исключившей карьеру балерины, окончила факультет театроведения Российского института театрального искусства (ГИТИС), стала кандидатом наук, начала преподавать. А потом резко сменила интересы — ушла в журналистику, работала в газете «Iностранец» и наконец в «Коммерсанте». Она стала едва ли не единственным автором, которому модные бренды, с почти звериной серьезностью их пресс-отделов, позволяли в статьях иронию. И также едва ли не единственным журналистом, чей текст, написанный для условного приложения на тему стиля или роскоши, можно было бы ставить на первую полосу основной газеты. Катя обладала потрясающим чувством языка, умением не допустить ни грана пошлой, «буржуазной» интонации, пропитывая свои тексты (или «заметки», как говорилось в «Ъ») остроумием и веселым сарказмом. То, что порой называют любовью к спорту, в ней было несомненной любовью к опасности.

Текст книги, подготовленный к печати мамой Кати Людмилой Истоминой, ее коллегами и друзьями при поддержке ГИТИС, имеет в основе кандидатскую диссертацию. Это внятная и четко структурированная (как и все, что писала Екатерина Истомина) история в основном итальянского и французского театрального авангарда, футуризма и дадаизма. Из книги постепенно становится ясно, как удачно выбрана тема: футуристы, прокламирующие динамизм, активное движение всего и публичный скандал, и дада с его индивидуализмом и тяготением к абсурду. Два течения, не терпящие друг друга и оба отвергающие традиционные ценности буржуазного мира, остро чувствующие раскол, тревожное существование между обломками эпох.

Соня Делоне. «Желтая танцовщица". Эскиз костюма для спектакля «Le Coeur à Gaz». 1923. Фото: Museum of Modern Art
Соня Делоне. «Желтая танцовщица". Эскиз костюма для спектакля «Le Coeur à Gaz». 1923.
Фото: Museum of Modern Art

Для человека, знавшего Екатерину Истомину лично, это чистый портрет автора, для читателя — плотно уложенная, насыщенная история европейского театра и изобразительного искусства. Персонажи-то были одни и те же.

Филиппо Томмазо Маринетти с торчащими усами, изрыгающий свои яростные манифесты под градом гнилых апельсинов, придумавший приклеивать зрителей к театральным креслам. «Коротышка» Тристан Тцара и абстрактные дадаистские танцы в негритянских масках, которые исполняла Софи Тойбер, жена Ханса Арпа. Описания спектаклей, сыгранных один-два раза и оформленных Анри Тулуз-Лотреком, Эдвардом Мунком и Полем Гогеном. Футуристические представления, где актер или носил костюм-панцирь, закрывающий все тело и лицо, или вовсе был заменен неоновым светом («актер-газ») или самолетом (а сценой было небо). Дадаистские персонажи — органы человеческого тела — и актеры, играющие спиной к публике.

Текст книги насыщен описаниями и примерами, которые создают яркую и запоминающуюся картину первых десятилетий европейского авангарда. Все эти искания, а также «смелость их экспериментов, безумие идей и непоколебимая вера в себя», как пишет автор, закрепили за итальянским футуризмом и интернациональным дадаизмом важное место в истории искусства ХХ века (театра, музыки, живописи) и создали основу для рождения новых его форм: перформанса, хеппенинга, иммерсивного театра.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+