18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

До легендарных звезд футуризма и дадаизма рукой подать

Софи Тойбер-Арп и ее сестра в костюмах индейцев хопи, разработанных художницей.1920. Фото: Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswert/The Estate and Hauser & Wirth
Софи Тойбер-Арп и ее сестра в костюмах индейцев хопи, разработанных художницей.1920.
Фото: Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswert/The Estate and Hauser & Wirth
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Книга Екатерины Истоминой, которую читатели знали в основном как журналиста, знакомит с ее научными интересами. Под ее пером герои и события европейского театрального авангарда становятся не просто более понятными, но еще и заново интригующими

Журналист Екатерина Истомина (1974–2021) была знакома большинству своих читателей как обозреватель новинок модных и ювелирных домов, часовых и автомобильных ярмарок. Но книга с подзаголовком «Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920» представляет ее как историка и академического исследователя. Этот поворот — далеко не единственный в судьбе и характере Кати, к чему отсылает и главное название книги — «Вызов звездам».

Екатерина Истомина. «Вызов звездам. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920». М.: Издательство ГИТИС, 2022. 208 с.
Екатерина Истомина. «Вызов звездам. Некоторые проблемы европейского театрального авангарда 1910–1920». М.: Издательство ГИТИС, 2022. 208 с.

Она училась в балетном училище, закалившем ее дух. После травмы, исключившей карьеру балерины, окончила факультет театроведения Российского института театрального искусства (ГИТИС), стала кандидатом наук, начала преподавать. А потом резко сменила интересы — ушла в журналистику, работала в газете «Iностранец» и наконец в «Коммерсанте». Она стала едва ли не единственным автором, которому модные бренды, с почти звериной серьезностью их пресс-отделов, позволяли в статьях иронию. И также едва ли не единственным журналистом, чей текст, написанный для условного приложения на тему стиля или роскоши, можно было бы ставить на первую полосу основной газеты. Катя обладала потрясающим чувством языка, умением не допустить ни грана пошлой, «буржуазной» интонации, пропитывая свои тексты (или «заметки», как говорилось в «Ъ») остроумием и веселым сарказмом. То, что порой называют любовью к спорту, в ней было несомненной любовью к опасности.

Текст книги, подготовленный к печати мамой Кати Людмилой Истоминой, ее коллегами и друзьями при поддержке ГИТИС, имеет в основе кандидатскую диссертацию. Это внятная и четко структурированная (как и все, что писала Екатерина Истомина) история в основном итальянского и французского театрального авангарда, футуризма и дадаизма. Из книги постепенно становится ясно, как удачно выбрана тема: футуристы, прокламирующие динамизм, активное движение всего и публичный скандал, и дада с его индивидуализмом и тяготением к абсурду. Два течения, не терпящие друг друга и оба отвергающие традиционные ценности буржуазного мира, остро чувствующие раскол, тревожное существование между обломками эпох.

Соня Делоне. «Желтая танцовщица". Эскиз костюма для спектакля «Le Coeur à Gaz». 1923. Фото: Museum of Modern Art
Соня Делоне. «Желтая танцовщица". Эскиз костюма для спектакля «Le Coeur à Gaz». 1923.
Фото: Museum of Modern Art

Для человека, знавшего Екатерину Истомину лично, это чистый портрет автора, для читателя — плотно уложенная, насыщенная история европейского театра и изобразительного искусства. Персонажи-то были одни и те же.

Филиппо Томмазо Маринетти с торчащими усами, изрыгающий свои яростные манифесты под градом гнилых апельсинов, придумавший приклеивать зрителей к театральным креслам. «Коротышка» Тристан Тцара и абстрактные дадаистские танцы в негритянских масках, которые исполняла Софи Тойбер, жена Ханса Арпа. Описания спектаклей, сыгранных один-два раза и оформленных Анри Тулуз-Лотреком, Эдвардом Мунком и Полем Гогеном. Футуристические представления, где актер или носил костюм-панцирь, закрывающий все тело и лицо, или вовсе был заменен неоновым светом («актер-газ») или самолетом (а сценой было небо). Дадаистские персонажи — органы человеческого тела — и актеры, играющие спиной к публике.

Текст книги насыщен описаниями и примерами, которые создают яркую и запоминающуюся картину первых десятилетий европейского авангарда. Все эти искания, а также «смелость их экспериментов, безумие идей и непоколебимая вера в себя», как пишет автор, закрепили за итальянским футуризмом и интернациональным дадаизмом важное место в истории искусства ХХ века (театра, музыки, живописи) и создали основу для рождения новых его форм: перформанса, хеппенинга, иммерсивного театра.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+