18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Моне — Митчелл: живописная эстафета

Джоан Митчелл. «Вспаханное поле». 1971. Фото: Joan Mitchell Foundation
Джоан Митчелл. «Вспаханное поле». 1971.
Фото: Joan Mitchell Foundation
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Параллели в творчестве великого импрессиониста и представительницы абстрактного экспрессионизма можно проследить в парижском Фонде Louis Vuitton

Встреча двух звезд. Клод Моне (1840–1926) — самый известный импрессионист. От его картины «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) отсчитывается начало этого направления в искусстве, которое создало новое представление о возможностях визуального восприятия мира. Джоан Митчелл (1925–1992) — одна из родоначальниц абстрактного экспрессионизма. Большую часть творческой жизни она провела во Франции, в тех же местах, где жил и работал Моне. От ее мастерской в Ветей до Живерни, воспетого Моне, меньше 20 км.

Одним из первых, кто обратил внимание на родство двух течений в искусстве — импрессионизма и абстрактного экспрессионизма, был Клемент Гринберг. В начале 1950-х годов он заметил, что найденное Моне было не столько новым, сколько всеобъемлющим принципом. Он заключался в сущности самого искусства, в его «абстрактности».

Оба мастера изображали берега Сены. Моне отсылал к ощущениям, Митчелл — к чувствам. «Кувшинки» Моне — это отказ от формальных контуров в пользу цвета, который художник определял, улавливая мимолетный свет.

Митчелл как-то заметила: «Музыка, стихи, пейзаж и собаки заставляют меня хотеть рисовать… Я рисую из воспоминаний о пейзажах, которые ношу с собой. Я определенно никогда не смогу отразить природу. Я хотела бы больше рисовать то, что она оставляет мне». Поэтому на картинах «Красное дерево» и «Зеленое дерево» эти цвета еще надо поискать. Несмотря на то что первая крупная выставка Митчелл во Франции состоялась 40 лет назад в Музее современного искусства Парижа, художница мало знакома европейскому зрителю.

Клод Моне. «Дом художника, вид из розового сада». 1922-1924. Фото: Musée Marmottan Monet
Клод Моне. «Дом художника, вид из розового сада». 1922-1924.
Фото: Musée Marmottan Monet

Кураторы «Диалогов» во главе с Сюзанн Паже, арт-директором Фонда Louis Vuitton, строго придерживаются паритета: 35 произведений Моне, в том числе 25 из Музея Мармоттана — Моне, держателя «Водяных лилий» и других шедевров художника, и 35 картин и пастелей Митчелл из разных музеев и частных коллекций. Десять ее произведений принадлежат самому фонду, в том числе одно из самых известных — «Нет комнаты в конце». Оно создано под впечатлением от пейзажей в Ветей.

Оба художника мыслили и работали сериями. Поэтому хитами «Диалогов» стали триптих «Агапантус» Моне (около 1915–1926) и десять картин Митчелл из серии «Великая долина» (1983–1984).

«Агапантус» создавался как часть проекта «Большое украшение» для Музея Оранжери. В какой-то момент Моне переписал триптих размером 2 на 13 м, заменив агапантусы на кувшинки. Иногда его называют «Водяные лилии». Моне считал его одной из своих четырех лучших серий. Триптих оставался в мастерской художника до 1950-х годов, пока не был продан по отдельности в музеи Кливленда, Сент-Луиса и Канзас-Сити. «Агапантус» впервые демонстрируется в Европе в полном составе. Яркая эмоциональная «Великая долина» также впервые собрана в такой полноте.

Ретроспектива Митчелл представляет 50 произведений из серий, созданных в основном в годы жизни во Франции. Художница родилась в Чикаго, рано начала рисовать, иногда отвлекаясь на фигурное катание (была чемпионкой Среднего Запада в парном катании среди юниоров), скачки и плавание. В 18 лет, учась в художественной школе, получила первую персональную выставку. В 1948 году в первый раз съездила в Париж, в 1950-е обосновалась в Нью-Йорке, где познакомилась с Элен и Виллемом де Кунингами и быстро вошла в круг экспрессионистов. Дружила с Беккетом и Риопелем, с 1968 года жила в Ветей, проводя выставки по обе стороны Атлантики. Митчелл стала самой европейской из американских художниц. Серия «Без птиц» оммажирует Винсенту ван Гогу. «Юг» является откликом на знаменитую серию Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар».  

Фонд Louis Vuitton
Моне — Митчелл. Диалог
Митчелл. Ретроспектива
До 27 февраля 2023

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+