18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Новое издание, посвященное Владимиру Вейсбергу: все оттенки невидимого

Владимир Вейсберг. «Шесть кубов». 1976.  Фото: Фонд In Artibus
Владимир Вейсберг. «Шесть кубов». 1976.
Фото: Фонд In Artibus
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Этот художник остается интересным и важным в любые времена потому, что не стремился к злободневности. В недавно вышедшем альбоме воспроизведены все его работы, хранящиеся в ГМИИ имени А.С.Пушкина, а также ряд произведений из коллекции Инны Баженовой

Фигура Владимира Вейсберга (1924–1985) занимает особое положение в советском послевоенном искусстве: этот художник не примыкал ни к каким андерграундным течениям и в то же время оставался безмерно далек от официоза. Его концепция «невидимой живописи» была метафизична по сути, но при этом рациональна и теоретически обоснованна. Неудивительно, что его творчество по-прежнему вызывает интерес и специалистов, и широкой публики. Очередным проявлением такого интереса стал нынешний том, выпущенный совместно Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, некоммерческим фондом In artibus и недавно созданным Фондом Владимира Вейсберга.

Отправной точкой для этого издания послужила выставка «Ничего, кроме гармонии. Владимир Вейсберг из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина и Инны Баженовой», состоявшаяся в залах фонда In artibus в 2019 году. Каталожный список той выставки размещен в конце книги, но сам ее формат подразумевает несколько иной акцент. Как сказано во вступительном слове директора ГМИИ Марины Лошак, «настоящее издание представляет в исчерпывающей полноте все произведения Владимира Вейсберга, собранные музеем».

Впрочем, набор иллюстраций этим не ограничивается. Прежнее выставочное партнерство продолжено, в частности, тем, что в издании воспроизведен ряд работ, принадлежащих Инне Баженовой, чья моноколлекция Вейсберга наиболее значительна по составу среди частных собраний.

Владимир Вейсберг/ГМИИ имени А. С. Пушкина; Фонд In Artibus; Фонд Владимира Вейсберга. М., 2022. 176 с.: ил.
Владимир Вейсберг/ГМИИ имени А. С. Пушкина; Фонд In Artibus; Фонд Владимира Вейсберга. М., 2022. 176 с.: ил.

В свою очередь, коллекция работ этого художника, хранящаяся в ГМИИ, — крупнейшая из музейных, она насчитывает 144 произведения живописи и графики. Ее спектр близок к предельно возможному: самые ранние, еще ученические работы датированы 1940-ми годами, а завершает перечень холст «Венера и геометрия», оставшийся недописанным из-за смерти автора. Начало коллекции было положено еще при жизни Вейсберга: в 1978 году Пушкинский музей приобрел у него шесть рисунков. Но массированное пополнение произошло позднее: в 1997 году в отдел личных коллекций поступил большой дар от Галины Ерминой, вдовы Вейсберга, а тремя годами позже свой вклад внесла и Светлана Щеглова, его первая жена. Тогда же был открыт и долгое время работал персональный зал художника в Музее личных коллекций.

Эти и другие этапы расширения музейного представительства Вейсберга обозначены в статье Анны Чудецкой, хранителя его фонда в МЛК, хотя главное в тексте — сжатые характеристики творчества: периодизация, поворотные моменты, эволюция практической технологии и теоретических воззрений. Олег Антонов, глава отдела графики ГМИИ, в статье «Рисунки Вейсберга» подробнее рассматривает тему работ на бумаге, подчеркивая, что те имели «в повседневной творческой практике Вейсберга не меньшее значение, чем его занятия живописью».

Главный куратор фонда In artibus Елена Руденко в очерке «Владимир Вейсберг в собрании Инны Баженовой» фокусирует внимание на отдельной частной коллекции, которая, хотя и сформировалась относительно недавно, в 2000–2010-е годы, воспринимается сегодня как выразительный и представительный срез — и хронологический, и жанровый.

Наконец, художница Татьяна Добровинская-Владимирова в своих воспоминаниях рассказывает об атмосфере, царившей на занятиях, которые вел главный герой книги в 1960–1970-е годы (формально это была группа повышения квалификации архитекторов), и о содержании тех его уроков изобразительного искусства. Содержание это у мемуаристки часто передано с помощью прямой речи преподавателя — в том виде, как она запомнилась. Что особенно ценно, учитывая нелюбовь Владимира Григорьевича к записям в ходе его занятий — такого рода попытки он всегда пресекал. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+