18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Конец Московской биеннале?

III Московская биеннале современного искусства. Серия звуковых инсталляций «Саунд Геймс» Владимира Тарасова в Центральном выставочном центре «Манеж».  Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ
III Московская биеннале современного искусства. Серия звуковых инсталляций «Саунд Геймс» Владимира Тарасова в Центральном выставочном центре «Манеж».
Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ

IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта

Министерство культуры РФ 3 ноября распространило заявление, что запланированное на 7 ноября открытие девятой по счету Московской международной биеннале современного искусства в Новой Третьяковке не состоится ввиду «абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения».

«Третьяковская галерея — сокровищница русского искусства. Желание провести проект именно здесь, а не на частной или корпоративной площадке должно сопровождаться ответственностью за художественный и этический контекст выставки», — отметили в пресс-службе ведомства, выделившего на проведение биеннале 8,5 млн руб.

В течение примерно суток общественность гадала, что же произошло: то ли действительно экспонаты недотягивали, то ли чиновники решили подстраховаться. Ситуацию усугубляло то, что команда биеннале почему-то решила держать в секрете до открытия и имя куратора, и состав участников.

Ответ Минкульту ждать себя не заставил. На следующий день, 4 ноября, организаторы биеннале распространили пресс-релиз. Из него наконец стало известно название несостоявшейся выставки — «Стенография чувств» — и то, что членом ее экспертного совета был генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, последнее громкое появление которого на поле современного искусства состоялось в павильоне России на биеннале в Венеции, где возглавляемый им музей был куратором.

Кроме того, на сайте Московской биеннале появилось видео уже готовой выставки. Судя по кадрам, почти ничего такого, чего мы раньше не видели, не планировалось: живопись Евгении Буравлевой — ее «ковидный» проект «Чужие впечатления», показанный в этом году в «ГРАУНД Солянке»; большой раздел Марины Беловой и Алексея Политова (их выставка в начале года проходила в ММОМА на Гоголевском); традиционные белые рубахи Татьяны Баданиной (правда, с зашитыми в кармашки письмами-оберегами от смерти на фронте). Возможно, чиновников смутил проект «Памятники» Сергея Бугаева (Африки) — внушительный список снесенных советских монументов в странах Восточной Европы.

Автор предварил свою работу эпиграфом «Памятники ставят люди героям, а сносит их безликая толпа», что не совсем верно, так как в 1950–1980-е годы установку монументов в странах Восточного блока финансировали власти СССР, и делали они это целенаправленно, для повышения лояльности местного населения. Проект, конечно, осуждает демонтаж монументов, но одновременно наглядно показывает катастрофическое обрушение российского влияния в регионе. В любом случае информацию обо всем этом можно найти в открытых источниках, она не является государственной тайной.

Возможно, акварели Анастасии Дейнеки никогда бы не попали на биеннале, не будь она сама из Донецка и не изображай людей, оставшихся в городе после 2014 года.

Если бы биеннале дали шанс спокойно работать, она бы не имела и десятой доли того резонанса, который обеспечил ей сам факт цензурного (назовем вещи своими именами) запрета.

Впрочем, Московская биеннале дышала на ладан уже лет пять, в этом году она бы точно не была международной. Наверное, пришло время сказать ей: «Покойся с миром!» — и возрадоваться тому, что она с нами была.

Первая биеннале, «Диалектика надежды», прошла в Москве в 2005 году, став маркером сытых «нулевых». Основная выставка разместилась в бывшем музее Ленина у Красной площади, что было символично. Финансовым донатором выступило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, которое возглавил Михаил Швыдкой после отставки с поста министра культуры (2000–2004). Как человек просвещенный, он поддерживал международные инициативы. Куратору-координатору биеннале Иосифу Бакштейну удалось привлечь целый коллектив звездных кураторов: Даниеля Бирнбаума, Яру Бубнову, Николя Буррио, Ханса Ульриха Обриста и Розу Мартинес, которая после стала куратором Венецианской биеннале. Московская биеннале запомнилась пронзительной выставкой «Призраки Одессы» Кристиана Болтански в «Руине» Государственного музея архитектуры — развешенными в пространстве пальто, напоминанием о еврейских предках художника, погибших в годы войны.

I Московская биеннале современного искусства открылась художественной акцией на станции метро «Воробьевы горы» Фото: Григорий Сысоев/ТАСС
I Московская биеннале современного искусства открылась художественной акцией на станции метро «Воробьевы горы»
Фото: Григорий Сысоев/ТАСС

Следующую биеннале, «Примечания: геополитика, рынки, амнезия», в 2007-м делала та же звездная команда в небоскребе Москва-Сити и в ЦУМе. В рамках ее параллельной программы в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае», экспортный вариант которой — «Соц-арт. Политическое искусство России с 1972 года до наших дней» — обернулся скандалом с участием тогдашнего министра культуры Александра Соколова, который назвал выставку «позором России» и особенно оскорбительной счел фотографию «целующихся милиционеров» — работу «Эра милосердия» арт-группы «Синие носы», ставшую культовой после такого резонанса. Всего же тогда с экспозиции для парижского «Мезон Руж» сняли 17 экспонатов.

В 2009 году Московская биеннале пережила свой звездный час: куратором основной экспозиции «Против исключения» в «Гараже» выступил выдающийся мыслитель Жан-Юбер Мартен, бюджет вырос до 90 млн руб. (примерно €2,3 млн), приветственную статью в каталог написал помощник президента Владислав Сурков. Мартен пригласил к участию 80 художников с 5 континентов, от Марины Абрамович, братьев Чепменов, Уильяма Кентриджа до Вима Дельвуа, science-artist Юлиуса Поппа и знаменитого уроженца Ганы Эль Анацуи (он делает гигантские «ковры» из алюминиевых бутылочных крышек), и в результате зритель увидел широчайший спектр художественных практик. Во время биеннале прошло более 100 выставок, площадками для них стали частные галереи, муниципальные залы, государственные музеи, «Винзавод», Artplay, а зрителями — более полумиллиона человек. Благодаря биеннале Москву посетили Йоко Оно и выдающийся сценограф Роберт Уилсон. «Мечтаю сделать портрет Путина. Он очень харизматичный, Джеймс Бонд», — говорил тогда Уилсон.

Ийнка Шонибаре. «Как снести две головы за раз». 2006. III Московская биеннале современного искусства в «Гараже». Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ
Ийнка Шонибаре. «Как снести две головы за раз». 2006. III Московская биеннале современного искусства в «Гараже».
Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ

Следующий, четвертый по счету, смотр в 2011 году получился чуть скромнее: 81 художник из 33 стран и 70 тыс. посетителей основной экспозиции «Переписывая миры» в пространстве Artplay. Куратором биеннале был Петер Вайбель, австрийский теоретик медиаискусства. На биеннале свои работы показали такие звезды мировой сцены, как Ай Вэйвэй, Ричард Гамильтон и Герхард Рихтер.

Пятая биеннале в 2013 году запомнилась не только основным проектом «Больше света» куратора Катрин де Зегер в Манеже, но и выставкой «1 + 1 = 1» Джона Балдессари (1931–2020) в «Гараже». Влиятельнейший американский художник, крестный отец концептуального искусства, 82-летний Балдессари приехал в Россию и вместе с Ильей Кабаковым, так же проводившим персональную выставку в рамках биеннале, у Ольги Свибловой в Мультимедиа Арт Музее, Москва, устроил public talk в ЦДХ. Два выдающихся художника сидели на одной сцене, были счастливы друг подле друга, и их удвоенное воодушевление перетекало в переполненный зал.

В 2015-м биеннале «сослали» на ВДНХ, в главный павильон. Дело было после Крыма, надо было одновременно демонстрировать и открытость миру, и гордость за суверенитет, потому мероприятие получилось концептуально робким. Акцент кураторская группа из Дефне Айас, Барта де Бара и Николауса Шафхаузена сделала не столько на эффектность экспозиции «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия», сколько на дискуссии и выступления экспертов. Хитами биеннале стали проекты в параллельной программе: выставка «Моя алая родина» Аниша Капура в Еврейском музее (и его публичная лекция там же) и ретроспектива Луиз Буржуа с ее гигантскими пауками в «Гараже».

В 2016-м биеннале реорганизовали: был учрежден фонд «Биеннале современного искусства» во главе с экс-чиновником Минкульта Юлией Музыкантской, планировалось привлекать частные средства в размере $1,5–2 млн на реализацию выставок. Один из основателей Московской биеннале Иосиф Бакштейн остался в проекте в должности почетного комиссара.

Куратор биеннале Иосиф Бакштейн на открытии Основного проекта II Московской биеннале современного искусства в недостроенной башне «Федерация». Фото: Михаил Фомичев/ТАСС
Куратор биеннале Иосиф Бакштейн на открытии Основного проекта II Московской биеннале современного искусства в недостроенной башне «Федерация».
Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Седьмая по счету биеннале прошла в Третьяковской галерее с сентября 2017-го по январь 2018-го. Она собрала 52 участника, куратором экспозиции «Заоблачные леса» стала Юко Хасегава, арт-директор Музея современного искусства в Токио. Никаких отдельных программ, приглашенных звезд у биеннале не было, каталог подготовили, но не напечатали. Если в лучшие годы событием жил весь город, каждая галерея придумывала свое открытие, то на этот раз арт-сообщество вело себя равнодушно, и особенного резонанса не получилось. Точнее, он вышел иного свойства: выяснилось, что организаторы не выполнили финансовые обязательства перед участниками процесса, что закончилось исками к фонду «Биеннале современного искусства».

Тем не менее, переоформив организацию на «Биеннале актуального искусства», Юлия Музыкантская получила от государства следующие субсидии в размере 8,5 млн руб. в 2019 году и 9,9 млн руб. в 2020-м.

Биеннале 2019 года в Третьяковке включала одну-единственную выставку «Ориентирование на местности». На ней показали 33 работы: живопись, скульптуру и видео из собрания венской Альбертины и других источников. Куратором выступил знаменитый оперный режиссер Дмитрий Черняков. В 2021-м, из-за пандемии, биеннале не проводили.

Как видим, в рамках этого давно длящегося затухания нынешний конфуз выглядит, в общем-то, закономерным. Но замечательно, что биеннале продержалась так долго — целых 17 лет! Она способствовала превращению маргинальной деятельности, «какого-то» contemporary art, в модное и важное занятие, в индустрию. Сегодня каждый мало-мальски уважающий себя город (Екатеринбург, Сыктывкар, Чебоксары и прочие) стремится обзавестись собственной биеннале, а в Москве каждый уважающий себя музей хочет иметь в программе подобное событие (Молодежная биеннале в Московском музее современного искусства, Триеннале российского современного искусства в Музее современного искусства «Гараж», Биеннале предметного дизайна во Всероссийском музее декоративного искусства и другие).

В одном из интервью в 2000-х годах Иосиф Бакштейн говорил, что биеннале — это символ свободы. Дескать, в 1970-е были Окуджава и Таганка, а сейчас — современное искусство. Очевидно, что свободы стало меньше, и биеннале прекратила существование. Но, словами Бродского, «бог сохраняет все», и рано или поздно этот опыт пригодится.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+