18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый музей в Дели расскажет о травме и насилии

Марагарет Бурк-Уайт. «Приверженцы сикхской религии уходят на свою новую родину». Индия, 1947.  Фото: University of Pennsylvania Art Collection
Марагарет Бурк-Уайт. «Приверженцы сикхской религии уходят на свою новую родину». Индия, 1947.
Фото: University of Pennsylvania Art Collection
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Музей раздела Британской Индии, который должен открыться в конце года в Дели, собирает не только памятные вещи у жителей столицы, но и воспоминания очевидцев этого драматического момента национальной истории

В декабре в Дели состоится открытие Музея раздела Британской Индии, домом для которого станет особняк библиотеки XVII века, носящей имя ее основателя, могольского князя Дара Шико.

Наверное, ни один город не ощутил последствий раздела, который случился в августе 1947 года, после окончания британского колониального господства в Индии, так сильно и драматично, как Дели. Разделение бывшей британской колонии Британская Индия на независимые государства — доминион Пакистан и Индийский Союз — привело к крупным кровопролитным столкновениям, в которых, по официальным данным, погибло около 1 млн человек, а также к массовой миграции населения. Столица Индии приняла более полумиллиона беженцев, в то время как сотни тысяч граждан страны уехали в новообразованный Пакистан. Это было крупнейшее в истории государства переселение, которое завершилось последующим образованием независимых Индии, Пакистана, а затем и Бангладеш.

Однако до сих пор в Дели не было музея, посвященного событиям, развернувшимся в городе. Партнером его станет уже существующий Музей раздела в городе Амритсар в штате Пенджаб на севере Индии. Создание новой институции далось непросто.

Во-первых, вторая волна ковида в марте 2021 года сильно покачнула страну: к апрелю в Индии было зафиксировано самое большое в мире число случаев заболевания. Во-вторых, из-за повышения уровня загрязнения воздуха власти Дели временно заморозили крупные строительные проекты, поэтому работа над музеем, начавшаяся в 2020 году, была приостановлена более чем на год. Реставрацию здания завершили в августе этого года.

Музей раздела Британской Индии откроется в особняке библиотеки XVII века, носящей имя ее основателя, могольского князя Дара Шико. Фото: Partition Museum
Музей раздела Британской Индии откроется в особняке библиотеки XVII века, носящей имя ее основателя, могольского князя Дара Шико.
Фото: Partition Museum

«Во время второй волны COVID-19 мы потеряли многих, в том числе наших донаторов. Ушли и те, кто выжил после раздела, — говорит председатель совета директоров музея Кишвар Десаи. — Теперь хотим как можно скорее открыть музей. Нам важно, чтобы на церемонии присутствовало как можно больше очевидцев, большинству из которых за 80–90 лет. Этот музей посвящен их рассказам и опыту».

Музей Амритсара, открывшийся в 2017 году, включает 14 залов, где рассказывается история разделения всего субконтинента. Музей в Дели значительно меньше — он сосредоточится на истории и современных последствиях раскола для Дели. Осуществить эту миссию хотят с помощью массового вовлечения очевидцев и местного сообщества. Музей собирает огромную коллекцию экспонатов — от документов о праве собственности на землю до одежды, багажа и личных писем, написанных мигрантами. Хотя проект частично финансируется государством, у него нет бюджета на приобретения, поэтому коллекция полностью зависит от частных пожертвований. Многие экспонаты принесли и подарили обычные люди, чью жизнь изменили события 1947 года.

Кураторы в Дели также будут сотрудничать с современными художниками, заказывая им работы, связанные с историей и темами музея. Три индийских автора создают для музея большие скульптурные произведения. Это Атул Бхалла, Дебашиш Мукерджи и Вир Мунши. Также здесь будет представлена небольшая коллекция произведений искусства, включающая гравюры со сценами раздела работы покойного художника Сатиша Гуджрала.

Музей надеется стать обязательной остановкой на проторенном туристическом маршруте в Старом Дели наряду с известными достопримечательностями, такими как Красный форт и рынок Чандни-Чоук. В саду, примыкающем к институции, будут проходить концерты и музыкальные выступления.

Хотя травма и насилие станут ключевыми нарративами экспозиции, Кишвар Десаи, называющий себя оптимистом, надеется, что поход в музей будет вселять в посетителей надежду. Последний зал планируют посвятить историям переселенцев, которые успешно прижились на новом месте. Этим музей хочет подчеркнуть, что разные этнические и религиозные общины субконтинента мирно жили задолго до раздела и, вероятно, эту хрупкую гармонию можно попытаться вернуть.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+