18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Реставраторы оценивают ущерб от пожара на острове Пасхи

Древние статуи моаи на острове Пасхи. Фото: Alamy/Legion Media
Древние статуи моаи на острове Пасхи.
Фото: Alamy/Legion Media

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО с почти тысячей древних каменных статуй закрыли для посещения. Мэр острова считает, что причиной пожара мог стать умышленный поджог

Пожар на тихоокеанском острове Пасхи, возникший, возможно, в результате поджога, нанес необратимый урон древним статуям моаи, усеивающим территорию внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО природного заповедника «Рапа-Нуи» у подножия вулкана Рано-Рараку. Часть острова пришлось закрыть для туристов, которых привлекают туда головы каменных исполинов (прославленных, как минимум среди читающей публики в СССР, норвежским путешественником и писателем Туром Хейердалом. — TANR).

Выступая на местной радиостанции Radio Pauta, мэр острова Педро Эдмундс Паоа рассказал, что пожар начался около вулкана Рано-Рараку и, вероятно, возник в результате поджога.

«Огонь нанес скульптурам необратимый урон», — заявил он.

Арики Тепано, глава коренной общины Мау-Энуа, в ведении которой находится национальный парк «Рапа-Нуи», также назвал урон «непоправимым» и предупредил, что его «последствия будут гораздо более длительными и серьезными, чем может показаться». Это подтверждает и заместитель министра культурного наследия Чили Каролина Перес Даттари.

Пока что неизвестно, сколько именно из почти тысячи статуй, разбросанных по территории в 60 га, затронул пожар, начавшийся 4 октября и бушевавший почти сутки. Муниципалитет Рапа-Нуи сообщил в социальных сетях, что часть острова, где находятся каменные головы, закрыли для посещения, чтобы дать возможность реставраторам оценить ущерб.

Одна из поврежденных статуй. Фото: Courtesy El Consejo de Monumentos Nacionales
Одна из поврежденных статуй.
Фото: Courtesy El Consejo de Monumentos Nacionales

Каменные головы, высота многих из которых достигает 4 м (а самой крупной — более 10 м), создали рапануйцы, коренные жители острова Пасхи, между 1250 и 1500 годами. Скульптуры вырублены из базальта и туфа — пород, представляющих собой уплотнившийся вулканический пепел. Они расставлены по периметру острова и повернуты лицом к суше, каждая группа смотрит на территорию своего племени. Почти у всех моави голова составляет значительную часть статуи; современные археологи полагают, что для рапануйцев они были «живыми лицами» (аринга ора) обожествленных предков, воплощением их духов.

Полинезийские племена населяли остров Пасхи многие столетия, а в 1888 году его аннексировало государство Чили. Остров находится в 3,5 тыс. км от тихоокеанского побережья материковой части страны. Европейцы впервые побывали здесь в 1722 году, когда на остров высадился экипаж корабля голландского путешественника Якоба Роггевена. Это случилось в пасхальное воскресенье, что и дало европейское название острову. В последующее столетие многие статуи моаи опрокинули. Неизвестно, произошло ли это в ходе столкновений с европейцами или в результате конфликтов между коренным населением.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+