18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Реставраторы оценивают ущерб от пожара на острове Пасхи

Древние статуи моаи на острове Пасхи. Фото: Alamy/Legion Media
Древние статуи моаи на острове Пасхи.
Фото: Alamy/Legion Media

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО с почти тысячей древних каменных статуй закрыли для посещения. Мэр острова считает, что причиной пожара мог стать умышленный поджог

Пожар на тихоокеанском острове Пасхи, возникший, возможно, в результате поджога, нанес необратимый урон древним статуям моаи, усеивающим территорию внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО природного заповедника «Рапа-Нуи» у подножия вулкана Рано-Рараку. Часть острова пришлось закрыть для туристов, которых привлекают туда головы каменных исполинов (прославленных, как минимум среди читающей публики в СССР, норвежским путешественником и писателем Туром Хейердалом. — TANR).

Выступая на местной радиостанции Radio Pauta, мэр острова Педро Эдмундс Паоа рассказал, что пожар начался около вулкана Рано-Рараку и, вероятно, возник в результате поджога.

«Огонь нанес скульптурам необратимый урон», — заявил он.

Арики Тепано, глава коренной общины Мау-Энуа, в ведении которой находится национальный парк «Рапа-Нуи», также назвал урон «непоправимым» и предупредил, что его «последствия будут гораздо более длительными и серьезными, чем может показаться». Это подтверждает и заместитель министра культурного наследия Чили Каролина Перес Даттари.

Пока что неизвестно, сколько именно из почти тысячи статуй, разбросанных по территории в 60 га, затронул пожар, начавшийся 4 октября и бушевавший почти сутки. Муниципалитет Рапа-Нуи сообщил в социальных сетях, что часть острова, где находятся каменные головы, закрыли для посещения, чтобы дать возможность реставраторам оценить ущерб.

Одна из поврежденных статуй. Фото: Courtesy El Consejo de Monumentos Nacionales
Одна из поврежденных статуй.
Фото: Courtesy El Consejo de Monumentos Nacionales

Каменные головы, высота многих из которых достигает 4 м (а самой крупной — более 10 м), создали рапануйцы, коренные жители острова Пасхи, между 1250 и 1500 годами. Скульптуры вырублены из базальта и туфа — пород, представляющих собой уплотнившийся вулканический пепел. Они расставлены по периметру острова и повернуты лицом к суше, каждая группа смотрит на территорию своего племени. Почти у всех моави голова составляет значительную часть статуи; современные археологи полагают, что для рапануйцев они были «живыми лицами» (аринга ора) обожествленных предков, воплощением их духов.

Полинезийские племена населяли остров Пасхи многие столетия, а в 1888 году его аннексировало государство Чили. Остров находится в 3,5 тыс. км от тихоокеанского побережья материковой части страны. Европейцы впервые побывали здесь в 1722 году, когда на остров высадился экипаж корабля голландского путешественника Якоба Роггевена. Это случилось в пасхальное воскресенье, что и дало европейское название острову. В последующее столетие многие статуи моаи опрокинули. Неизвестно, произошло ли это в ходе столкновений с европейцами или в результате конфликтов между коренным населением.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+