18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Петр Великий растил нового человека и строил великое государство

Неизвестный художник. Эскиз мужских костюмов. 1860-1869. Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Неизвестный художник. Эскиз мужских костюмов. 1860-1869.
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Выставка-инсталляция в Новом Манеже на основе архивных документов, печатных изданий, живописи, графики, костюма и предметов быта рассказывает о становлении нового человека и нового государства в России рубежа XVII–XVIII веков

В Новом Манеже в Георгиевском переулке открыта выставка-инсталляция «Новый человек», приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра Великого. В экспозицию вошло более 180 экспонатов из крупнейших российских музеев и частных собраний, которые рассказывают о революционности и всеохватности реформ Петра I.

Например, это «Азбука гражданская с нравоучениями», документ 1710 года, в котором царь собственноручно вычеркнул старые знаки печатного полуустава, из-за архаичности затруднявшие набор текста типографским способом и его восприятие читающим. Также собственноручно Петр I работал над Табелью о рангах (1722), которая устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов и их соотношение. Табель стала своеобразным итогом административных преобразований первого российского императора, регламентирующим порядок прохождения государственной службы.

Фрагмент выставки-инсталляции «Новый человек» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Фрагмент выставки-инсталляции «Новый человек» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО

На выставке можно увидеть первую русскую газету «Ведомости» (1717), указ о праздновании Нового года 1 января (1699) и сделанный рукой Петра рисунок трехполосного флага (1699) из собрания Российского государственного архива древних актов. Каждый из этих экспонатов отмечает решительное изменение в какой-либо из областей жизни русского государства и русского человека на рубеже XVII–XVIII веков. Также невозможно представить без преобразований Петра I русскую литературу, театр, науку и многое другое. Проследить, как менялась архитектура города и общественных пространств, позволяет графика из Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Живопись дает представление о том, как стремительно менялся образ человека — и с точки зрения костюма, и с точки зрения презентации себя миру. Отдельные разделы выставки рассказывают о новом быте, моде, светской культуре, роли женщины в обществе, а также о вкладе царя-реформатора в науку и образование.

Новый Манеж
«Новый человек»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+