18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Петр Великий растил нового человека и строил великое государство

Неизвестный художник. Эскиз мужских костюмов. 1860-1869. Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Неизвестный художник. Эскиз мужских костюмов. 1860-1869.
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Выставка-инсталляция в Новом Манеже на основе архивных документов, печатных изданий, живописи, графики, костюма и предметов быта рассказывает о становлении нового человека и нового государства в России рубежа XVII–XVIII веков

В Новом Манеже в Георгиевском переулке открыта выставка-инсталляция «Новый человек», приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра Великого. В экспозицию вошло более 180 экспонатов из крупнейших российских музеев и частных собраний, которые рассказывают о революционности и всеохватности реформ Петра I.

Например, это «Азбука гражданская с нравоучениями», документ 1710 года, в котором царь собственноручно вычеркнул старые знаки печатного полуустава, из-за архаичности затруднявшие набор текста типографским способом и его восприятие читающим. Также собственноручно Петр I работал над Табелью о рангах (1722), которая устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов и их соотношение. Табель стала своеобразным итогом административных преобразований первого российского императора, регламентирующим порядок прохождения государственной службы.

Фрагмент выставки-инсталляции «Новый человек» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Фрагмент выставки-инсталляции «Новый человек» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО

На выставке можно увидеть первую русскую газету «Ведомости» (1717), указ о праздновании Нового года 1 января (1699) и сделанный рукой Петра рисунок трехполосного флага (1699) из собрания Российского государственного архива древних актов. Каждый из этих экспонатов отмечает решительное изменение в какой-либо из областей жизни русского государства и русского человека на рубеже XVII–XVIII веков. Также невозможно представить без преобразований Петра I русскую литературу, театр, науку и многое другое. Проследить, как менялась архитектура города и общественных пространств, позволяет графика из Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Живопись дает представление о том, как стремительно менялся образ человека — и с точки зрения костюма, и с точки зрения презентации себя миру. Отдельные разделы выставки рассказывают о новом быте, моде, светской культуре, роли женщины в обществе, а также о вкладе царя-реформатора в науку и образование.

Новый Манеж
«Новый человек»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+