18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Петр Великий растил нового человека и строил великое государство

Неизвестный художник. Эскиз мужских костюмов. 1860-1869. Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Неизвестный художник. Эскиз мужских костюмов. 1860-1869.
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Выставка-инсталляция в Новом Манеже на основе архивных документов, печатных изданий, живописи, графики, костюма и предметов быта рассказывает о становлении нового человека и нового государства в России рубежа XVII–XVIII веков

В Новом Манеже в Георгиевском переулке открыта выставка-инсталляция «Новый человек», приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра Великого. В экспозицию вошло более 180 экспонатов из крупнейших российских музеев и частных собраний, которые рассказывают о революционности и всеохватности реформ Петра I.

Например, это «Азбука гражданская с нравоучениями», документ 1710 года, в котором царь собственноручно вычеркнул старые знаки печатного полуустава, из-за архаичности затруднявшие набор текста типографским способом и его восприятие читающим. Также собственноручно Петр I работал над Табелью о рангах (1722), которая устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов и их соотношение. Табель стала своеобразным итогом административных преобразований первого российского императора, регламентирующим порядок прохождения государственной службы.

Фрагмент выставки-инсталляции «Новый человек» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Фрагмент выставки-инсталляции «Новый человек» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО

На выставке можно увидеть первую русскую газету «Ведомости» (1717), указ о праздновании Нового года 1 января (1699) и сделанный рукой Петра рисунок трехполосного флага (1699) из собрания Российского государственного архива древних актов. Каждый из этих экспонатов отмечает решительное изменение в какой-либо из областей жизни русского государства и русского человека на рубеже XVII–XVIII веков. Также невозможно представить без преобразований Петра I русскую литературу, театр, науку и многое другое. Проследить, как менялась архитектура города и общественных пространств, позволяет графика из Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Живопись дает представление о том, как стремительно менялся образ человека — и с точки зрения костюма, и с точки зрения презентации себя миру. Отдельные разделы выставки рассказывают о новом быте, моде, светской культуре, роли женщины в обществе, а также о вкладе царя-реформатора в науку и образование.

Новый Манеж
«Новый человек»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+