18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каким видят молодые Петербург будущего

Молодые специалисты — урбанисты, архитекторы, дизайнеры — у стен Петропавловской крепости. Фото: ПАО «Газпром»
Молодые специалисты — урбанисты, архитекторы, дизайнеры — у стен Петропавловской крепости.
Фото: ПАО «Газпром»

В рамках лабораторий программы «От города к миру. Великое посольство», учрежденной ПАО «Газпром», молодые специалисты и студенты пытаются переосмыслить наследие Петра I. Они рассказали, как работают вместе и каким видят Петербург будущего

Программа «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» является частью проекта «Друзья Петербурга» и состоит из трех блоков: просветительского цикла, практического цикла и публичной программы. В ходе лабораторий урбанисты, архитекторы, дизайнеры, экономисты и социологи проанализировали нынешнее состояние Государственного музея истории Санкт-Петербурга и предлагают варианты его трансформации. Однако глобальная задача шире: современным и активным молодым людям, петербуржцам и не только, предложено заново оценить наследие Петра I, понять, как в его эпоху традиции взаимодействовали с инновациями, и переосмыслить это на новом этапе.

СПРАВКА
Проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Миссия многофункционального социального проекта «Друзья Петербурга» — способствовать профессиональному росту молодежи и ее участию в развитии города, поддерживать творческие проекты, посвященные сохранению историко-культурного наследия, популяризировать профессии, связанные с реставрацией, развитием городской инфраструктуры и музейного дела. Аудитория проекта охватывает молодежь начиная со школьников, задумывающихся о выборе жизненного пути, до молодых специалистов, уже начавших профессиональную деятельность.

Программа «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» является частью экосистемы «Друзей Петербурга», цель которой — дать студентам и выпускникам возможность реально участвовать в жизни города и адаптации его исторического наследия к реалиям современности. Для прохождения программы, которая состоит из просветительского этапа и четырех практических лабораторий, по конкурсу было отобрано 30 участников.

Еще…

«У Петербурга есть такое свойство: он, будто прекрасный старец, смотрит на нас и иногда вздыхает. А мне хочется, чтобы это был не дедушка, а заводной парень, который все время чем-то занят, что-то придумывает. Возможно, наш проект как раз об этом — что нужно встать, стряхнуть эту пыль, убрать нафталин и пойти вперед, развиваться и радоваться жизни», — так сформулировала цель программы ее участница Дарья Орлова.

Для прохождения программы лабораторий, которую инициировало ПАО «Газпром», были отобраны молодые люди с разным опытом: бакалавры, магистранты и аспиранты, начинающие специалисты. В списке — Санкт-Петербургский государственный университет (специальности «история искусств», «дизайн среды» и «графический дизайн»), Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет («архитектура», «дизайн среды»), Национальный исследовательский университет ИТМО («урбанистика», «градостроительство», «городское проектирование», Art & Science), Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург («дизайн среды», «коммуникационный дизайн»), Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербургская академия художеств, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна и другие.

Просветительская часть программы «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» включала экскурсии по важным историческим точкам города. Фото: ПАО «Газпром»
Просветительская часть программы «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» включала экскурсии по важным историческим точкам города.
Фото: ПАО «Газпром»

«Мы пытаемся осмыслить наследие эпохи Петра как первого российского новатора в области градостроительства, проанализировать его уроки, почувствовать его энергию, — говорит куратор практического курса Лиза Савина. — А затем развить практики взаимодействия с плодами этого культурного опыта, „прокачать“ молодых и будущих специалистов, чтобы они могли использовать эти знания и драйв для своих проектов». Под руководством менторов молодые люди должны были вычленить проблемы и предложить их решения Музею истории Санкт-Петербурга, расположенному в Петропавловской крепости. Всего состоялось четыре лаборатории, последняя из которых завершается выставкой «Петрополис», обобщающей все придуманное.

Выставка в Петропавловской крепости включена в основную программу фестиваля «Друзья Петербурга», который пройдет в городе 14–16 октября и в дни которого зрители получат возможность бесплатно посетить множество музеев и галерей, принять участие в мастер-классах и открытых диалогах с представителями культурной среды. «Петрополис» представит результаты лабораторных исследований в форме поэтических инсталляций. А пока участники лабораторий рассказали, что для них было главным в работе с исторической территорией, что оказалось самым сложным или самым ценным и о чем они продолжают мечтать.

Лаборатория дизайна городской среды

Ментор: Виктор Коротыч, главный архитектор петербургского отделения нидерландского бюро MLA+, эксперт по тактическим формам реорганизации среды

Участники лаборатории разработали проекты по ревитализации городской среды на территории Петропавловской крепости, где располагается Музей истории Санкт-Петербурга. Крепость является колыбелью города и одновременно, благодаря Петропавловскому собору, его архитектурной доминантой. Здесь, помимо прочего, находится усыпальница российской императорской семьи. На территории Петропавловской крепости сосредоточено несколько музеев, вплоть до Музея космонавтики и ракетной техники, а также Монетный двор Гознака, закрытый для публики. Пока что образ Петропавловской крепости затмевает находящийся внутри нее музей, при этом институция обладает колоссальным потенциалом.

Участники лаборатории дизайна городской среды. Фото: ПАО «Газпром»
Архитектор Виктор Коротыч (в центре) проводит занятие лаборатории дизайна городской среды. Фото: ПАО «Газпром»
Лаборатория дизайна городской среды была первой и самой сложной в программе. Фото: ПАО «Газпром»
Участники лаборатории дизайна городской среды.
Фото: ПАО «Газпром»
Архитектор Виктор Коротыч (в центре) проводит занятие лаборатории дизайна городской среды.
Фото: ПАО «Газпром»
Лаборатория дизайна городской среды была первой и самой сложной в программе.
Фото: ПАО «Газпром»

У первой лаборатории была самая сложная задача — выделить проблемные точки и сформировать основу всего проекта. В итоге вышли на то, что нужно предложить новое измерение для стратегического развития самой крепости и музея. Перераспределить потоки публики, помочь ей освоить всю территорию крепости, вернуть Музей истории Санкт-Петербурга к тому, чем он был в момент создания в 1908 году, — центром знания об архитектуре и градостроительстве, а также сделать Заячий остров, на котором стоит крепость, более зеленым и даже возвратить на него зайцев.

Дарья Молчанова: «Работа с каким-то известным архитектурным объектом или целой их группой — это невероятный опыт. Мы строили и проектировали не в вакууме, у нас была реальная территория, суперисторическая, супернагруженная своим бэкграундом, и нам нужно было на нее посмотреть под каким-то современным углом, ее полностью переосмыслить и дополнить, никак не разрушая».

Ангелина Красавина: «Очень интересной задачей было работать с разными взглядами пользователей этой территории. Например, один взгляд был у музейщиков, другой — у реставраторов. Много довольно категоричного, довольно резкого. А наша задача была не найти компромисс, где каждому немножко плохо, немножко хорошо, а придумать какое-то принципиально новое решение, которое могло бы удовлетворить все стороны. Выйти к широте мышления, широте взгляда на территорию, на ситуацию, на конфликты и возможности их разрешения».

Лаборатория параметрической архитектуры МАФов

Менторы: Алина Черейская, Степан Кухарский, архитекторы, учредители SA Lab

Участники лаборатории разработали проекты по созданию малых архитектурных форм (МАФ) на территории Петропавловской крепости, в том числе на пляже, основываясь на принципах параметрической архитектуры. Обилие необходимых форм МАФов и сложное, колористически насыщенное пространство крепости привели участников к рождению концепта: цвет будет белым, система — модульной и трансформируемой, а формы — современными.

Занятие лаборатории параметрической архитектуры МАФов. Фото: ПАО «Газпром»
Участники лаборатории параметрической архитектуры МАФов. Фото: ПАО «Газпром»
Используя приемы параметрической архитектуры, участники лаборатории предложили свои решения для акцентирования новых точек притяжения на территории Петропавловской крепости. Фото: ПАО «Газпром»
Занятие лаборатории параметрической архитектуры МАФов.
Фото: ПАО «Газпром»
Участники лаборатории параметрической архитектуры МАФов.
Фото: ПАО «Газпром»
Используя приемы параметрической архитектуры, участники лаборатории предложили свои решения для акцентирования новых точек притяжения на территории Петропавловской крепости.
Фото: ПАО «Газпром»

Изучая территорию Петропавловской крепости, особенности ее застройки и потребности ее посетителей, участники лаборатории пришли к символической идее прорастания нового сквозь старое.

Никита Попов: «Мы заметили, что на острове любые изменения носят очень скрытый характер, все музейные добавления мимикрируют под историческую среду. А мы хотим, чтобы что-то новое было принципиально иным. Это не значит, что мы что-то перевернем или решительно изменим, — мы хотим прорасти сквозь исторические слои чем-то новым, и эти ростки постепенно объединят остров в новом дизайн-коде наших малых архитектурных форм».

Дмитрий Мухин: «Конкретный пример этой концепции. У нас есть заданный дизайн-код, который просматривается во всей Петропавловке, — графика, которая видна везде, от обрамления оконных проемов до верстовых столбов. И наши МАФы продолжают ее, но, естественно, уже в новых материалах, новых технологиях, новом взгляде на проектирование».

Никита Попов: «Мы разрабатывали систему МАФов, пользуясь методом параметрической архитектуры, то есть не сами конкретные формы, а метод формообразования. И прорастание — это как такой метод, в котором масштаб вносимых нами изменений может быть разным. Мы можем начинать с малого и потом переходить от малых форм к большим, и большие формы будут подобны малым. Это новый подход в проектировании, и в лаборатории мы использовали его для того, чтобы реализовать нашу символическую концепцию».

Лаборатория медиадизайна

Менторы: Ксения Диодорова, Алексей Полеухин, учредители студии визуальных коммуникаций «Гонзо-дизайн»

Участники лаборатории разработали стратегию коммуникации для построения диалога между музеем и внешним миром, предложили способы репрезентации музея и придумали для него символ — зайца. (Остров, на котором стоит Петропавловская крепость, назван Заячьим, так как, по легенде, когда Петр I ступил на него, к нему на сапог прыгнул заяц. На острове уже есть несколько скульптур зайцев, с которыми публика охотно фотографируется.)

Участники лаборатории медиадизайна придумали для Музея истории Санкт-Петербурга символ — зайца. Фото: ПАО «Газпром»
Один из новых способов репрезентации Музея истории Санкт-Петербурга, предложенный участниками лаборатории медиадизайна, — создать в городе муралы с экспонатами музея. Фото: ПАО «Газпром»
На защите лаборатории медиадизайна. Фото: ПАО «Газпром»
Участники лаборатории медиадизайна придумали для Музея истории Санкт-Петербурга символ — зайца.
Фото: ПАО «Газпром»
Один из новых способов репрезентации Музея истории Санкт-Петербурга, предложенный участниками лаборатории медиадизайна, — создать в городе муралы с экспонатами музея.
Фото: ПАО «Газпром»
На защите лаборатории медиадизайна.
Фото: ПАО «Газпром»

Любовь Бузикова: «Лаборатория включала и полевое исследование, и аналитическую работу, и конкретную практику. Этот опыт, когда двигаешься от абстрактного к конкретному, для меня показался самым ценным и интересным. Выясняется, что все шаги, которые ты делаешь, казалось бы, интуитивно, на самом деле связаны, систематичны и логичны и встраиваются в концепции общего проекта».

Екатерина Порядкова: «В этой лаборатории участвовали не только дизайнеры, но и люди из других сфер, связанные и с историей искусства, и с философией, и это на первых этапах удивляло и вводило в какое-то непонимание. Но по итогу результат получился более масштабный. Разработанные нами вместе стратегии развития дают возможность использовать тот потенциал, который уже есть у крепости, и вручают пользователям огромное количество инструментов. И в целом это очень здорово: нас сначала поделили на отдельные команды, а мы в процессе, чувствуя, где какого опыта не хватает, сами миксовались, менялись, и получился очень слаженный отряд».

Лаборатория экспозиционного дизайна

Ментор: Андрей Шелютто, художник, дизайнер, творческий руководитель Faro Studio

Участники лаборатории разрабатывают дизайн финальной выставки проекта. «Эта лаборатория идет у нас непросто, — говорит Лиза Савина. — Нам нужно, во-первых, собрать воедино все, что наработали предыдущие лаборатории, а во-вторых, вспомнить про идеальный город, который придумал Петр I. А потом поразмышлять о том, как этот образ менялся в видении строителей и жителей города, и предложить его видение сейчас».

Проект итоговой выставки  «Петрополис» программы «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего», предложенный участниками лаборатории экспозиционного дизайна. Фото: ПАО «Газпром»
На защите лаборатории экспозиционного дизайна. Фото: ПАО «Газпром»
Проект итоговой выставки «Петрополис» программы «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего», предложенный участниками лаборатории экспозиционного дизайна.
Фото: ПАО «Газпром»
На защите лаборатории экспозиционного дизайна.
Фото: ПАО «Газпром»

Елизавета Арсанусова: «Одновременно приходится делать очень много вещей. Мыслить визуальными классическими историями, использовать современный экспозиционный и графический дизайн, при этом не потерять символическую нагрузку и еще помнить о том, как будет создаваться нарратив, который будет считывать зритель, и так вместить все это в конкретное физическое пространство».

Финальная выставка проекта «От города к миру» открывается в Петропавловской крепости 14 октября, она даст старт фестивалю «Друзья Петербурга». Работая над выставкой, участники лабораторий получили уникальный опыт: вместо того чтобы продвигаться методом проб и ошибок (как обычно приходится делать молодым кураторам, экспозиционным дизайнерам), они под руководством менторов и музейщиков учатся понимать, как выстраивается коммуникация с художником, с музейными фондами, как идеальная концепция воплощается в реальный экспозиционный дизайн.

Роман Касьян: «Мне было сложно понять вначале, как все мы срастемся, настолько мы все разношерстные. Я, например, еще студент, кто-то уже выпускник, кто-то в аспирантуру поступил, кто-то работает, все из разных университетов, и настолько у всех разный подход к видению задачи, к методам… Как-то получилось и у менторов, и у нас самих собраться всем вместе и выйти на новый уровень, создать что-то новое, общее, не перессорившись, не поругавшись, не забросив проект в целом, и довести это все до конца».

Уже сейчас молодые люди, участвующие в программе, мечтают о продолжении сотрудничества с проектом «Друзья Петербурга». Совместная работа увлекла их и сдружила, они осознали, что вместе могут предлагать идеи, которые возможно реализовать. Они мечтают, чтобы площадкой стала не только Петропавловская крепость, но и весь Петербург.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+