18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Надгробие Антонио Кановы встало на вечное «техобслуживание»

Фрагмент фигуры скорбящего ангела, входящей в скульптурную группу надгробия Антонио Кановы. Фото: Joan Porcel
Фрагмент фигуры скорбящего ангела, входящей в скульптурную группу надгробия Антонио Кановы.
Фото: Joan Porcel
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Монумент, под которым хранится сердце скульптора, отреставрирован при поддержке британского благотворительного фонда «Венеция в опасности». Тем не менее этот проект никак нельзя считать завершенным: повторение ряда проблем фактически неизбежно

Если бы Венеция была не городом, а выставочной площадкой, реставраторы закрыли бы ее как непригодную для экспонирования произведений искусства. Она очень сырая: высокий уровень воды и регулярные наводнения разъедают саму ее ткань. Ветра, дующие с запада и со стороны нефтеперерабатывающих заводов в соседней Маргере, несут сюда загрязняющие вещества из долины реки По, самой индустриальной части Италии. Высокие волны неуклонно учащающихся штормов в Адриатическом море обрушиваются на берег лагуны, наполняя воздух взвесью мельчайших капель, которые превращают серный газ в загрязненной атмосфере в серную кислоту, разъедающую мрамор и бронзу. Растут перепады температуры, которая стремительно опускается с 35 до 16 градусов. Город хронически болен и будет нуждаться в постоянном и все более разностороннем уходе.

Все это касается и надгробия Антонио Кановы (1757–1822) в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, над которым Джованни Джаннелли и его коллеги из реставрационной мастерской «Студио Отторино Нонфармале» работали с 2020 года. Реставрация велась под наблюдением Управления наследием городской агломерации Венеции, Беллуно, Падуи и Тревизо. Результаты представляют 13 октября, к 200-летию смерти Кановы, но Джаннелли подчеркивает, что это незавершенный проект. Вполне вероятно, что из-за неблагоприятных климатических условий работа над ним не завершится никогда.

Процесс очистки фигуры скорбящего ангела. Фото: Joan Porcel
Процесс очистки фигуры скорбящего ангела.
Фото: Joan Porcel

Финансирование проекта взял на себя британский благотворительный фонд «Венеция в опасности» — отчасти из-за того, что творчество Кановы при жизни очень высоко ценили в Великобритании. Его скульптуры находятся во многих британских собраниях искусства; к тому же после 1814 года он сыграл важнейшую роль как инициатор и посредник возвращения на родину незаконно вывезенных Наполеоном произведений искусства. Правительство Великобритании поддержало его, предоставив два корабельных конвоя, фрегат и денежную субсидию в размере £35 тыс.

После смерти Кановы в Венеции аристократ-искусствовед Леопольдо Чиконьяра объявил сбор средств на возведение надгробия для его сердца (прах скульптора покоится в его родном Поссаньо, а правая рука хранится в Венецианской академии изящных искусств). Пожертвования полились рекой, в особенности от благодарных правителей Испании, Италии, Пруссии и России.

Это произведение представляет собой тройное посвящение Канове. Пирамидальная форма памятника отсылает к его нереализованному проекту гробницы Тициана. Аллегорические статуи для надгробия самого Кановы создали его ученики, а в качестве материала использован белый каррарский мрамор, который он предпочитал всем другим.

Процесс реставрации надгробия. Фото: Joan Porcel
Процесс реставрации надгробия.
Фото: Joan Porcel

И с этим связана первая из проблем, с которыми пришлось столкнуться Джаннелли. Каррарский мрамор особенно подвержен разрушающему воздействию содержащихся в воде солей, которые поднимаются под действием капиллярного эффекта из почвы под каменными плитами, на которых стоит надгробие. Кристаллизуясь при высыхании, соли разрушают мрамор, так что для их выведения понадобилось 13 раз подряд накладывать компрессы деионизированной воды.

Вторая трудность заключалась в том, чтобы устранить последствия предыдущей реставрации, когда акриловую смолу нанесли в слишком высокой концентрации, из-за чего мрамор не мог «дышать», начал набухать и трескаться. Реставраторам пришлось растворять не только слой акрила, но и слой воска. Третьей проблемой были желтые пятна на основании памятника, возникшие из-за ржавчины, которой покрылись железные скобы. Их заменили на скобы из нержавеющей стали, для чего основу пришлось частично демонтировать.

Кроме того, загадочным образом на поверхности некоторых статуй время от времени выступала влага. Только в прошлом году обнаружили, что две забитые водосточные трубы, которые должны были выводить дождевую воду из желобов на крыше в трубопроводы, связанные с каналом, направляют ее прямиком в кирпичную кладку церкви.

По словам Джаннелли, отсутствие культуры технического обслуживания наносит большой урон наследию Италии. Он вспоминает конференцию 1975 года, посвященную реставрации скульптуры на открытом воздухе, на которой великий теоретик реставрации Чезаре Бранди сказал, что каждый проект необходимо дополнять пятилетним планом технического обслуживания, но его слова тогда проигнорировали. Джаннелли приводит в пример мраморные скульптуры на фасаде собора Сан-Марко, над которыми они работают сейчас: в последний раз на этих объектах реставрационно-консервационные работы проводились 36 лет назад.

Процесс реставрации надгробия. Фото: Joan Porcel
Процесс реставрации надгробия.
Фото: Joan Porcel

В протоколе, подписанном «Студио Отторино Нонфармале», настоятелем церкви Фрари и епархиальной курией Венеции, оговаривается техническое обслуживание надгробия Кановы каждые два года. Это важнейший шаг вперед, о котором очень высоко отзывается председатель фонда «Венеция в опасности» Гай Эллиотт. «Мы не можем гарантировать постоянное финансирование, но будем делать все, что в наших силах, чтобы помочь», — говорит он. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
6
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+