18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» Ивана Никитина показывают в Русском музее

Иван Никитин. «Портрет молодого человека в зеленом кафтане». Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Иван Никитин. «Портрет молодого человека в зеленом кафтане». Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Одной из немногих работ художника Петровской эпохи Ивана Никитина окончательно возвращено имя автора. Отреставрированный «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» удостоен отдельной выставки

«Портрету молодого человека в зеленом кафтане» окончательно возвращено имя автора, художника Петровской эпохи Ивана Никитина. Его творчество стало вершиной русской живописи первой половины XVIII века. На сегодня известно более десятка работ мастера, большинство хранится в Государственном Русском музее (вероятно, самая известная из них — «Петр I на смертном ложе»).

Биография Ивана Никитина достойна романа. Сын московского священника, он получил разностороннее образование. Занимался в мастерской у Иоганна Таннауера в Петербурге, затем был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Томмазо Реди. В 1719 году Никитин вернулся в Петербург, где получил титул «персонных дел мастера», или «гофмалера» — придворного художника, который должен писать портреты монарших особ. В одном из проектов будущей Академии художеств еще при Петре I Никитин намечался на пост ее директора. Однако после смерти императора был арестован в 1732 году по обвинению в антиправительственном заговоре. В течение пяти лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Указом императрицы Анны Иоанновны приговорен к наказанию плетьми и ссылке навечно в Сибирь. В 1737 году Ивана Никитина вместе с братом Романом отправили в Тобольск. В 1742-м художник был помилован указом императрицы Анны Леопольдовны, но скончался по дороге в Москву.

«Портрет молодого человека» поступил в Русский музей императора Александра III в 1897 году из собрания князя Алексея Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века. Гипотеза об авторстве Ивана Никитина была подтверждена лишь в середине 2010-х годов в результате разностороннего исследования и начатой фундаментальной реставрации, которая была поручена ведущему реставратору мастерской масляной живописи Русского музея Наталье Романовой. В процессе расчистки выяснилось, что авторская живопись, скрытая под слоями поздних записей, вполне сохранна. После их удаления внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу, выявились изысканность цветового решения и выразительность эмоциональной характеристики, свойственной работам Никитина. Есть предположение, что моделью художнику служил другой выдающийся живописец петровского времени, Андрей Матвеев.

Процесс реставрации портрета. Фото: Государственный Русский музей
Процесс реставрации портрета.
Фото: Государственный Русский музей

Сейчас работа реставраторов над портретом окончательно завершена, и его показывают в окружении других картин Ивана Никитина в Садовом вестибюле Михайловского дворца. Тут представлены слегка неловкие, «кукольные» ранние портреты царевен Прасковьи Ивановны (1714) и Натальи Алексеевны (1716), яркий и эмоциональный, совершенно итальянский по духу «Портрет напольного гетмана» 1720-х годов и самый последний, едва начатый «Портрет ребенка» (не позднее 8 августа 1732 года).

Государственный Русский музей
«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» Ивана Никитина
До 31 октября

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+