18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Норвежская «спящая красавица»: и целого мира мало

Ставкирка в Урнесе на акварели Йохана Мейера. 1890. National Museum of Art, Architecture and Design
Ставкирка в Урнесе на акварели Йохана Мейера. 1890. National Museum of Art, Architecture and Design
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Деревянный храм, возведенный викингами у отдаленного фьорда, существует в гораздо более широком географическом контексте. Этому контексту, равно как и истории самой церкви в Урнесе, посвящены исследования нескольких ученых из разных стран

Средневековая деревянная церковь в Урнесе, у Согне-фьорда в Западной Норвегии — одна из самых завораживающих в истории. Она выделяется уникальностью среди тех, что сохранились на территории страны (их насчитывается около 30). В честь нее назван целый художественный стиль; она обладает статусом объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя мало кто за пределами Скандинавии видел ее воочию: до недавних пор наиболее удобным способом добраться до нее было путешествие на лодке.

К счастью, новая книга «Урнесская ставкирка и ее связи с глобальным романским миром» богата на иллюстрации, среди которых как образцовые фотографии убранства церкви, так и впечатляющие виды с ней на фоне фьорда или заснеженных холмов.

Urnes Stave Church and Its Global Romanes que Connections / Kirk Ambrose, Margarete Syrstad Andеs, Griffin Murray, eds. Brepols. 480 с.: 230 цв. и 7 ч/б ил. €165. На английском языке
Urnes Stave Church and Its Global Romanes que Connections / Kirk Ambrose, Margarete Syrstad Andеs, Griffin Murray, eds. Brepols. 480 с.: 230 цв. и 7 ч/б ил. €165. На английском языке

Почему эта ставкирка (скандинавский тип каркасного храма) считается особенной? Не только из-за очевидных архитектурных достоинств здания, но еще и в силу необычайной фантазии, проявленной мастерами при создании резных деревянных панелей, которые можно обнаружить на северной внешней стене. Первоначально они украшали западный фасад церкви, стоявшей на этом месте прежде, и, очевидно, были бережно перенесены на следующую. Исследования показали, что в общей сложности здесь поочередно сменили друг друга четыре церкви.

Истоки нынешней книги восходят к семинару, организованному в Урнесе в 2018 году. В нем приняли участие десять археологов и искусствоведов — не только из Норвегии, но и из Германии, Ирландии, Нидерландов, США, Франции. Упомянем, в частности, имена Гриффина Мюррея и Кьяртана Хауглида. Подходы специалистов оказались разнообразны и широки, но все сошлись во мнении, что книга должна быть разделена на три взаимосвязанные части: местоположение Урнеса, церковь XI века и последующая церковь XII века. Повествование начинается с разбора деталей здания, вплоть до мельчайших, а затем анализируется их сходство с элементами других памятников, иногда очень отдаленных географически. Именно поэтому «связи с глобальным романским миром» вынесены в заглавие книги.

Церковь в Урнесе. Около 1890 года. Фото: Axel Lindahl
Церковь в Урнесе. Около 1890 года.
Фото: Axel Lindahl

Основой для ряда гипотез послужила дендрохронология. Удалось установить, что деревья, использованные для Урнеса III, были срублены зимой 1069–1070 годов и сразу после этого пущены в дело. А вот Урнес IV теперь можно с уверенностью датировать 1131–1132 годами, то есть на три десятилетия раньше, чем предполагалось ранее. Дендрохронология дает феноменальную степень надежности при датировке, что должно повлиять на восприятие широкого круга других памятников и скульп­тур.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+