18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Норвежская «спящая красавица»: и целого мира мало

Ставкирка в Урнесе на акварели Йохана Мейера. 1890. National Museum of Art, Architecture and Design
Ставкирка в Урнесе на акварели Йохана Мейера. 1890. National Museum of Art, Architecture and Design
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Деревянный храм, возведенный викингами у отдаленного фьорда, существует в гораздо более широком географическом контексте. Этому контексту, равно как и истории самой церкви в Урнесе, посвящены исследования нескольких ученых из разных стран

Средневековая деревянная церковь в Урнесе, у Согне-фьорда в Западной Норвегии — одна из самых завораживающих в истории. Она выделяется уникальностью среди тех, что сохранились на территории страны (их насчитывается около 30). В честь нее назван целый художественный стиль; она обладает статусом объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя мало кто за пределами Скандинавии видел ее воочию: до недавних пор наиболее удобным способом добраться до нее было путешествие на лодке.

К счастью, новая книга «Урнесская ставкирка и ее связи с глобальным романским миром» богата на иллюстрации, среди которых как образцовые фотографии убранства церкви, так и впечатляющие виды с ней на фоне фьорда или заснеженных холмов.

Urnes Stave Church and Its Global Romanes que Connections / Kirk Ambrose, Margarete Syrstad Andеs, Griffin Murray, eds. Brepols. 480 с.: 230 цв. и 7 ч/б ил. €165. На английском языке
Urnes Stave Church and Its Global Romanes que Connections / Kirk Ambrose, Margarete Syrstad Andеs, Griffin Murray, eds. Brepols. 480 с.: 230 цв. и 7 ч/б ил. €165. На английском языке

Почему эта ставкирка (скандинавский тип каркасного храма) считается особенной? Не только из-за очевидных архитектурных достоинств здания, но еще и в силу необычайной фантазии, проявленной мастерами при создании резных деревянных панелей, которые можно обнаружить на северной внешней стене. Первоначально они украшали западный фасад церкви, стоявшей на этом месте прежде, и, очевидно, были бережно перенесены на следующую. Исследования показали, что в общей сложности здесь поочередно сменили друг друга четыре церкви.

Истоки нынешней книги восходят к семинару, организованному в Урнесе в 2018 году. В нем приняли участие десять археологов и искусствоведов — не только из Норвегии, но и из Германии, Ирландии, Нидерландов, США, Франции. Упомянем, в частности, имена Гриффина Мюррея и Кьяртана Хауглида. Подходы специалистов оказались разнообразны и широки, но все сошлись во мнении, что книга должна быть разделена на три взаимосвязанные части: местоположение Урнеса, церковь XI века и последующая церковь XII века. Повествование начинается с разбора деталей здания, вплоть до мельчайших, а затем анализируется их сходство с элементами других памятников, иногда очень отдаленных географически. Именно поэтому «связи с глобальным романским миром» вынесены в заглавие книги.

Церковь в Урнесе. Около 1890 года. Фото: Axel Lindahl
Церковь в Урнесе. Около 1890 года.
Фото: Axel Lindahl

Основой для ряда гипотез послужила дендрохронология. Удалось установить, что деревья, использованные для Урнеса III, были срублены зимой 1069–1070 годов и сразу после этого пущены в дело. А вот Урнес IV теперь можно с уверенностью датировать 1131–1132 годами, то есть на три десятилетия раньше, чем предполагалось ранее. Дендрохронология дает феноменальную степень надежности при датировке, что должно повлиять на восприятие широкого круга других памятников и скульп­тур.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+