18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Живой уголок» с августейшим статусом вновь заселяется

Комплекс Императорская ферма был возведен А. А. Менеласом в 1818–1828 годах. Фото: Музей-заповедник «Царское Село»
Комплекс Императорская ферма был возведен А. А. Менеласом в 1818–1828 годах.
Фото: Музей-заповедник «Царское Село»
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

В музее-заповеднике «Царское Село» завершена первая очередь реставрации исторического комплекса Императорской фермы. Эти здания достались музею в плачевном состоянии. Теперь их возвращают не только к прежнему виду, но и к прежним функциям

Построенная в первой четверти XIX века, Императорская ферма в последние десятилетия переживала разве что текущий ремонт или работы по приспособлению исторических зданий к современным нуждам. Лишь в 2010 году руководством музея было принято решение о ее комплексной реставрации. Тогда же объект был включен в Федеральную адресную программу, и на его реставрацию выделили средства из федерального бюджета. По окончании работ весь комплекс станет новым для ГМЗ общественным пространством.

К началу осени 2022 года значительная часть запланированных работ первой очереди уже выполнена. Это финал большого и длительного процесса, в ходе которого, помимо собственно реставрации, были восстановлены историческая планировка, объемно-пространственные решения зданий и облик фасадов, воссоздана дренажная система, проложены все необходимые коммуникации.

Конюшня. Фото: Музей-заповедник «Царское Село»
Конюшня.
Фото: Музей-заповедник «Царское Село»

«Кому-то, наверное, покажется, что это странная для музея-заповедника функция — организация фермы, где содержался скот, но мы считаем эту функцию своей, родной, — рассказала нашему изданию директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова. — Мы даже получили от Минкультуры разрешение содержать лошадей на территории музея и считаем это своим долгом и обязанностью. Потому что история лошадей в Царском Селе — особая и очень важная тема для понимания подлинной истории места. Наша задача — не только содержать дворцовые постройки и садово-парковые павильоны, но и поддержать этот хозяйственный комплекс, который заслуживает внимания. Он уникален, строился по проектам замечательных архитекторов, и я уверена, что у него большие перспективы».

В 1818–1828 годах архитектор из Шотландии Адам Менелас возвел на окраине парка вокруг Александровского дворца ферму для обеспечения императорской семьи свежими продуктами. После революции фермерский комплекс передали в собственность Сельскохозяйственного института, и только в 1980-е годы эти постройки перешли в ведение музея-заповедника. Но и в его составе вплоть до недавнего времени часть зданий использовалась для содержания животных, в частности лошадей, на которых катали посетителей парка.

Каретный сарай. Фото: Музей-заповедник «Царское Село»
Каретный сарай.
Фото: Музей-заповедник «Царское Село»

Комплекс Императорской фермы состоит из десяти зданий: дом смотрителя, два флигеля для овец-мериносов, коровник с телятником (используемый теперь как конюшня), молочный павильон с сыроварней, корпус высочайшего присутствия, каретный сарай, павильон для коз и овец, птичник и временный манеж. Все упомянутые постройки серьезно пострадали во время войны. На февраль 1944 года большая часть из них стояла без кровли, без окон и дверей; снарядами была разбита отделка фасадов, разрушены перекрытия. Сельхозинститут отремонтировал здания; в следующий раз ремонтные работы проводились здесь в 1990-е годы. И лишь недавно приступили к реставрации.

«Здания перешли к музею в тяжелом состоянии, — говорит Мария Рядова, главный архитектор музея-заповедника «Царское Село». — В целом в строительных конструкциях процент подлинного близок к 80, из деталей внутренней отделки подлинных элементов осталось немного. В коровнике, нынешней конюшне, сохранились в том числе несущие чугунные колонны, в отделке — подлинная метлахская плитка. В большинстве зданий подлинными остались лишь стены, фундаменты и несущие конструкции».

Общая стоимость проекта — 800 млн руб., из них пока не получено и не использовано всего 70 млн. «К сожалению, в этом году мы не получили средств из бюджета ни на продолжение реставрации Александровского дворца, ни на ферму, — пояснила Наталья Кудрявцева, замдиректора по реставрации ГМЗ «Царское Село». — Но мы использовали собственные средства музея, что предусмотрено условиями Федеральной адресной программы».

Открытка «Царское Село. Ферма». 1906-1910 годы. Фото: Музей-заповедник «Царское Село»
Открытка «Царское Село. Ферма». 1906-1910 годы.
Фото: Музей-заповедник «Царское Село»

По проекту первая очередь работ включала реставрацию и приспособление конюшни на 28 лошадей, одного из флигелей для овец-мериносов, птичника, козлятника и каретного сарая. Во флигеле разместятся детский центр и кафе, а вот все остальные постройки так или иначе будут использоваться по своему прямому назначению — для содержания животных. В каретном сарае разместят коллекцию саней и экипажей. Предполагается, что по завершении второй очереди в корпусе высочайшего присутствия и доме смотрителя будут открыты апартаменты. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+