18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У стен есть глаза: как жили и работали художники в Помпеях

«Художница». Фреска из дома Хирурга. Помпеи. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
«Художница». Фреска из дома Хирурга. Помпеи. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

На выставку в Болонье Национальный археологический музей Неаполя, где сосредоточены главные находки из городов Помпеи, Геркуланум и Стабии, предоставил около сотни фресок, многие из которых никогда не покидали запасника

Для выставки у коллег Национальный археологический музей Неаполя, где сосредоточены главные находки из засыпанных пеплом городов Помпеи, Геркуланум и Стабии, не поскупился. В Болонью привезут около сотни фресок, многие из которых никогда не покидали запасника. Предыдущие крупные выставки из собрания этого музея, показанные в Нью-Йорке и Оклахоме, были призваны, скорее, дать общее представление о красоте античной живописи. «У среднестатистического итальянца хорошая база знаний о Помпеях, — говорит куратор Марио Гримальди. — Просто показывая помпейские фрески, мы не рассказали бы ему ничего нового. Поэтому мы поставили во главу угла исследование социальной роли художников».

«Три грации». Фреска. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
«Три грации». Фреска. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи

О конкретных живописцах I века н.э. известно мало, и их социальный статус, вероятно, был не самым высоким. Плиний Старший, который погиб в Стабиях при извержении Везувия, оплакивал в своей «Естественной истории» ухудшение положения современных ему мастеров. «Тем более достойным уважения оказывается благоразумие древних», — писал он, потому что цивилизация греков так высоко ценила художников, что они считались «общим достоянием мира». Тем не менее Марио Гримальди считает, что есть ряд признаков, по которым можно судить о социальном статусе древнеримских живописцев. «Какие отношения у них были с клиентами? Как оформлялись заказы на публичные и частные работы? Мы можем извлечь подсказки из целого ряда предметов, которые подобны кусочкам головоломки», — говорит куратор.

На выставке будет реконструировано несколько помещений, для которых написаны фрески, чтобы разместить их в первоначальном ансамбле. Они будут показаны рядом с емкостями с пигментами, обнаруженными во время раскопок, подготовительными эскизами, инструментами для рисования, такими так циркуль и отвес, и бытовыми предметами — масляными лампами, кувшинами и вазами.

Чаша с голубым пигментом. Помпеи. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
Чаша с голубым пигментом. Помпеи. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи

«Художники не идентифицировали себя как отдельные мастера, они работали в группах и были, скорее, декораторами, — говорит Гримальди, — однако не стоит считать их положение рабским». Исследования также показали, что рисовать было разрешено и римским женщинам, как в частном порядке, так и профессионально. Есть фрески, изображающие их у мольбертов. «Мир живописи, возможно, был намного более открытым, чем вы можете себе представить», — замечает Гримальди.

Среди самых впечатляющих фресок на выставке — андрогинные «Три грации» из Восточной инсулы (дом, квартиры в котором сдавались внаем), небольшое изображение художницы из дома Хирурга и натюрморт величиной со стену (298 на 447 см) из дома Юлии Феликс в Помпеях.  

Городской археологический музей Болоньи
Художники Помпей
До 19 марта 2023

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+