18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московские атланты обрели былую мощь и мускулатуру

Внешний вид Дома с атлантами теперь близок к первоначальному. Фото: ВМС «Девелопмент»
Внешний вид Дома с атлантами теперь близок к первоначальному.
Фото: ВМС «Девелопмент»
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Окончена реставрация фасадов знаменитого Дома с атлантами на Солянке, который еще пять лет назад пребывал в весьма плачевном состоянии. В отсутствие исторических чертежей многое пришлось воссоздавать по старинным фотографиям

Фасады доходного дома с чайным магазином торгового дома «Д. и А.Расторгуевы», который москвичи уже больше столетия называют Домом с атлантами, освобождены от реставрационного баннера и лесов. Зданию, еще в 2016 году покрытому грязью, граффити и кусками осыпавшейся штукатурки, возвращено все то великолепие, на какое способен псевдоренессанс конца XIX века. Интерьеры также реконструированы, им возвращено былое назначение — быть дорогими квартирами. «Это необыкновенный памятник архитектуры, — сказал глава столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — Реставраторы сохранили все уникальные архитектурные элементы, задуманные архитектором и дошедшие до наших дней».

Дом с атлантами в 2009 году. Фото: Wikimedia Commons
Дом с атлантами в 2009 году.
Фото: Wikimedia Commons

Дом был спроектирован Василием Карнеевым в 1882 году. Этот академик архитектуры много строил в Москве, ему также принадлежит авторство проекта склада чаеторговца Алексея Расторгуева в Подколокольном переулке. На Солянке архитектор построил для этого преуспевающего купца доходный малоквартирный (по две квартиры на этаж — элитный, как сказали бы современные застройщики) дом с самым современным техническим оснащением, включая лифт. Внизу находилось помещение магазина, перекрытое железобетонными сводами «по типу Монье», наверх к квартирам вела роскошная лестница. Фасад украшали четыре мощные полуфигуры атлантов.

В 1909 году здание перешло к миллионеру-сахарозаводчику и покровителю искусств Павлу Харитоненко. После революции бывшие доходные квартиры переделали в коммунальные. В 1927 году дом был передан учреждениям здравоохранения и до начала 2000-х находился в распоряжении Минздрава. Дальнейшие смены собственников и застройщиков привели здание (в 2004 году ему был присвоен статус выявленного объекта культурного наследия) к состоянию почти руины. В мае 2018-го состоялся аукцион, и по его результатам определился новый собственник памятника — «ВМС Девелопмент», сразу начавший восстановительные работы.

Дом с атлантами после реставрации. Фото: ВМС «Девелопмент»
Дом с атлантами после реставрации.
Фото: ВМС «Девелопмент»

«Общее состояние отделки фасадов и интерьеров на момент первоначального обследования было неудовлетворительным. Объект был отключен от инженерных сетей, частично утратил окна и двери и постепенно разрушался, — рассказала Марина Селиверстова, главный архитектор проекта. — Наружный декор фасада: фигуры атлантов, филенки с лепниной, фриз венчающего карниза с лепными кронштейнами и масками львов — сохранился, но имел многочисленные утраты». Фигуры атлантов, первоначально выполненные из гипса на металлическом каркасе, много раз покрывали ремонтными слоями штукатурки и побелки, которые к нашему времени потрескались и осыпались; скульптуры были замазаны краской и заклеены объявлениями. «Все имевшиеся трещины и швы на фигурах были расшиты для дальнейшего заливания новым гипсовым составом, была проведена лепка недостающих элементов. Технологом-реставратором было рекомендовано финишное покрытие краской на силикатной основе», — говорит Марина Селиверстова.

К сожалению, чертежи фасадов в архивах не обнаружились, поэтому пришлось опираться только на фотографии первой половины ХХ века. Но на них, например, не определялся рисунок декора кронштейнов четырех маленьких балконов на главном фасаде, и в итоге его выполнили по аналогии с другими зданиями того времени в Москве и Петербурге.

«Монограмма картуша центрального фронтона-аттика также была полностью утрачена, — рассказала главный архитектор проекта. — Для того чтобы воссоздать исторический вид фамильного картуша, я обращалась к Юлии Александровне Расторгуевой, потомку рода Расторгуевых. К сожалению, архивных фотографий у нее не оказалось. С ее слов, картуш в 1970–1980-е годы уже находился в плачевном состоянии. Было принято решение выполнить монограмму по начальной букве „Р“ фамилии основателя доходного дома».

Дом с атлантами после реставрации. Фото: ВМС «Девелопмент»
Дом с атлантами после реставрации.
Фото: ВМС «Девелопмент»

Планировка интерьеров дошла до нас только на уровне несущих стен: слишком уж много приспособлений пережил дом. Хорошо сохранилась парадная лестница: архитектурный декор дверных проемов и десюдепортов, несколько дверей, по образцу которых воссоздали остальные (а также по просьбе заказчика и внутриквартирные двери). Парадный вестибюль был отделан деревянными панелями, они тоже сохранились, хотя и не подлежали восстановлению. По их образцу воссоздали деревянную обшивку полностью. Металлическое лестничное ограждение было срезано, остался лишь один чугунный фигурный столбик. По нему и по архивным фотографиям выполнили рабочие чертежи и воссоздали лестничный декор.

Полностью дом будет сдан в начале 2023 года. Говорят, что помещения первого этажа уже разобраны арендаторами.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+