18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Какую скульптуру предпочитал Петр Великий, показывают в Эрмитаже

Франческо Бертос. «Борьба лапифов с кентавром». Рубеж XVII-XVIII вв. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Франческо Бертос. «Борьба лапифов с кентавром». Рубеж XVII-XVIII вв. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Изящный проект к 350-летию царя посвящен его коллекции скульптуры, которую он во множестве закупал и для Летнего сада, и для себя. В его собрании было более 250 статуй — на выставке представлено 19 плюс 3, которые находятся в других залах Эрмитажа

Изящный проект к 350-летию царя-реформатора объединил девятнадцать произведений из собрания Эрмитажа, Серпуховского музея и Музея истории Санкт-Петербурга. Плюс три скульптуры, которые остались на своих постоянных местах в залах Эрмитажа. Это «Венера Таврическая», которая, согласно последним изысканиям, может быть греческой работой II века до н.э., а также произведения начала XVIII века «Адонис» Джузеппе Торретто и «Диана» Джузеппе и Паоло Гроппелли.

Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, много лет изучал историю петровского собрания европейской скульптуры. Царь увлекся «мраморами» в 1716 году, во время второго заграничного путешествия. Его агентами по покупке скульптуры в Венеции и Риме стали серб Савва Владиславич, получивший в России фамилию Рагузинский по месту рождения, а также русский боярин Юрий Кологривов, ставший сподвижником Петра.

Петр I собрал более 250 скульптур, сегодня известно примерно о 130 из них. Основная часть приобреталась для Летнего сада, сейчас они находятся в собрании Русского музея. Остальные разошлись по другим музеям и частным коллекциям.

Древнеримский мастер с эллинистического оригинала. «Пастух». Фото: Государственный Эрмитаж
Древнеримский мастер с эллинистического оригинала. «Пастух».
Фото: Государственный Эрмитаж

Рагузинский составил целую программу покупки статуй: античные боги, герои «Метаморфоз» Овидия, аллегорические статуи добродетелей, бюсты римских императоров и их жен. На рынке их было найти трудно, тем более что часто требовались пары (например, Марс — Венера). Легче было заказывать их итальянским скульпторам. Изготовление одной статуи стоило 100 золотых дукатов. Цена Петра устроила. В дневнике царского секретаря Алексея Макарова отмечено: «Не чаяли мы, что так дешево будет». Кстати, антиков в петровской коллекции было совсем немного. По оценке Андросова, не более одного десятка. Кроме «Венеры» на выставке покажут скульптуру «Пастух, несущий кролика и курицу». Она куплена в 1718 году, это было одно из первых поступлений в царскую коллекцию. В начале XVIII века такая скульптура, найденная в земле, да еще требовавшая реставрации, могла стоить дешевле новой работы.

Антонио Тарсиа. «Юпитер». Фото: Государственный Эрмитаж
Антонио Тарсиа. «Юпитер».
Фото: Государственный Эрмитаж

С противоположной стороны Невы, из Петропавловского собора, привезли группу «Оплакивание Христа» Джованни Дзордзони. Она находится рядом с надгробием императора. Из «министерского коридора» Зимнего дворца перенесли два бюста из цветного мрамора — «Мавританин» и «Мавританка» — неизвестного итальянского мастера конца XVII века.

Впервые с петровских времен воссоединились шесть статуй Антонио Тарсиа. Они предназначались для южной части Летнего сада. С началом строительства на этом месте Михайловского замка парные скульптуры были разведены. В Зимний дворец, а потом в Эрмитаж попали «Аполлон», «Венера» и «Юнона». В конце XIX века в частном собрании в Серпухове появились «Марс» и «Диана». В 2014 году коллекционер Юрий Абрамов подарил Эрмитажу «Юпитера».

Государственный Эрмитаж
«Скульптура из коллекций Петра Великого»
До 13 ноября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+