18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Какую скульптуру предпочитал Петр Великий, показывают в Эрмитаже

Франческо Бертос. «Борьба лапифов с кентавром». Рубеж XVII-XVIII вв. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Франческо Бертос. «Борьба лапифов с кентавром». Рубеж XVII-XVIII вв. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Изящный проект к 350-летию царя посвящен его коллекции скульптуры, которую он во множестве закупал и для Летнего сада, и для себя. В его собрании было более 250 статуй — на выставке представлено 19 плюс 3, которые находятся в других залах Эрмитажа

Изящный проект к 350-летию царя-реформатора объединил девятнадцать произведений из собрания Эрмитажа, Серпуховского музея и Музея истории Санкт-Петербурга. Плюс три скульптуры, которые остались на своих постоянных местах в залах Эрмитажа. Это «Венера Таврическая», которая, согласно последним изысканиям, может быть греческой работой II века до н.э., а также произведения начала XVIII века «Адонис» Джузеппе Торретто и «Диана» Джузеппе и Паоло Гроппелли.

Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, много лет изучал историю петровского собрания европейской скульптуры. Царь увлекся «мраморами» в 1716 году, во время второго заграничного путешествия. Его агентами по покупке скульптуры в Венеции и Риме стали серб Савва Владиславич, получивший в России фамилию Рагузинский по месту рождения, а также русский боярин Юрий Кологривов, ставший сподвижником Петра.

Петр I собрал более 250 скульптур, сегодня известно примерно о 130 из них. Основная часть приобреталась для Летнего сада, сейчас они находятся в собрании Русского музея. Остальные разошлись по другим музеям и частным коллекциям.

Древнеримский мастер с эллинистического оригинала. «Пастух». Фото: Государственный Эрмитаж
Древнеримский мастер с эллинистического оригинала. «Пастух».
Фото: Государственный Эрмитаж

Рагузинский составил целую программу покупки статуй: античные боги, герои «Метаморфоз» Овидия, аллегорические статуи добродетелей, бюсты римских императоров и их жен. На рынке их было найти трудно, тем более что часто требовались пары (например, Марс — Венера). Легче было заказывать их итальянским скульпторам. Изготовление одной статуи стоило 100 золотых дукатов. Цена Петра устроила. В дневнике царского секретаря Алексея Макарова отмечено: «Не чаяли мы, что так дешево будет». Кстати, антиков в петровской коллекции было совсем немного. По оценке Андросова, не более одного десятка. Кроме «Венеры» на выставке покажут скульптуру «Пастух, несущий кролика и курицу». Она куплена в 1718 году, это было одно из первых поступлений в царскую коллекцию. В начале XVIII века такая скульптура, найденная в земле, да еще требовавшая реставрации, могла стоить дешевле новой работы.

Антонио Тарсиа. «Юпитер». Фото: Государственный Эрмитаж
Антонио Тарсиа. «Юпитер».
Фото: Государственный Эрмитаж

С противоположной стороны Невы, из Петропавловского собора, привезли группу «Оплакивание Христа» Джованни Дзордзони. Она находится рядом с надгробием императора. Из «министерского коридора» Зимнего дворца перенесли два бюста из цветного мрамора — «Мавританин» и «Мавританка» — неизвестного итальянского мастера конца XVII века.

Впервые с петровских времен воссоединились шесть статуй Антонио Тарсиа. Они предназначались для южной части Летнего сада. С началом строительства на этом месте Михайловского замка парные скульптуры были разведены. В Зимний дворец, а потом в Эрмитаж попали «Аполлон», «Венера» и «Юнона». В конце XIX века в частном собрании в Серпухове появились «Марс» и «Диана». В 2014 году коллекционер Юрий Абрамов подарил Эрмитажу «Юпитера».

Государственный Эрмитаж
«Скульптура из коллекций Петра Великого»
До 13 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+