18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Бекфордова башня еще постоит, хотя все другие упали

Винтовая лестница внутри легендарной Бекфордовой башни. Фото: Wikimedia Commons
Винтовая лестница внутри легендарной Бекфордовой башни.
Фото: Wikimedia Commons
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Это сооружение в английском городе Бат — единственный сохранившийся образец архитектурных исканий миллионера-затворника Уильяма Бекфорда, человека с сомнительной репутацией и большими строительными амбициями

Когда башня, возвышающаяся над Батом на холме Лендсдаун, заметно покачивается от порывов ветра, посетитель, преодолевший подъем по ее 154 ступеням, может физически ощутить, почему этот объект культурно-исторического наследия признан находящимся под угрозой. И заодно вспомнить, что 200 лет назад его строитель был широко известен тем, что возведенные им башни регулярно падали.

«Если честно, то просто удивительно, что она все еще стоит», — говорит Эйми Фрост, куратор Фонда охраны Бата, в собственности которого находится Бекфордова башня. В 1931 году башня пострадала от пожара, уничтожившего оригинальные интерьеры, и с тех пор ей требуется ремонт за ремонтом. Во время дождя вода переливается через края водосточных желобов и просачивается в щели между деревянными элементами, покрывающими крышу фонаря, и Фрост приходится расставлять по башне ведра. Недавно фонд подал заявку на грант от Фонда лотереи «Культурное наследие» на финансирование очередного этапа работ (одни только строительные леса обойдутся в £300 тыс.).

В этой легендарной башне располагается единственный в мире музей, рассказывающий историю строителя и коллекционера Уильяма Бекфорда (1760–1844) и сотрудничавшего с ним молодого архитектора Г.-Э.Гудриджа, испытавшего влияние Джона Соуна. Ко времени продажи в 1823 году своего самого внушительного творения — Фонтхиллского аббатства в Уилтшире, построенного по проекту Джеймса Уайетта, — Бекфорд уже почти полностью растратил огромное состояние. Через два года после продажи 92-метровая башня аббатства обвалилась в третий и последний раз. А в 1827 году Бекфорд построил на холме Лендсдаун новую башню, чтобы хранить в ней коллекцию искусства.

Уиллис Мэддокс. Башня в Бате. 1844. Фото: Sotheby's
Уиллис Мэддокс. Башня в Бате. 1844.
Фото: Sotheby's

В музее экспонируются картины Уиллиса Мэддокса, написанные вскоре после смерти Бекфорда и дающие представление о богатстве его собрания. Принадлежавшие ему «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэля и «Портрет дожа Леонардо Лоредана» Беллини теперь хранятся в лондонской Нацио­нальной галерее, а другие произведения находятся в коллекциях Музея Виктории и Альберта, Собрания Уоллеса и Британского музея.

Недавно при поддержке Художественного фонда музей в Бате приобрел портрет Бекфорда кисти Мэддокса, написанный по заказу дочери коллекционера, Сьюзен. На нем Бекфорд изображен на смертном одре, а рама, обрамляющая полотно, украшена такими же декоративными элементами, как и его гроб. После реставрации картины Фрост собирается повесить ее рядом с портретом кисти Джона Хоппнера, полученным во временное пользование от Музея и художественной галереи Солфорда. На нем 40-летний Бекфорд изображен задумчивым и отчужденным. Фрост рассказывает, что, хотя он охотно принимал ученых гостей, вел обширную переписку и заводил романы, у него было очень мало близких друзей.

Экспозиция повествует и о неприглядной стороне биографии Бекфорда-рабовладельца, который стал миллионером, унаследовав сахарные плантации на Ямайке. Он был вынужден на много лет покинуть Англию из-за скандала, связанного с совращением несовершеннолетнего мальчика, и долго путешествовал, занимаясь литературной деятельностью. Среди прочего он написал готическую повесть «Ватек», якобы сочиненную всего за один день и две бессонные ночи, — прежде чем вернуться домой и начать строить.

Сегодняшний вид башни Бекфорда в Бате. Фото: Beckford's Tower and Museum
Сегодняшний вид башни Бекфорда в Бате.
Фото: Beckford's Tower and Museum

Башня, где он проводил целые дни в окружении лишь спаниелей, венчает так называемую дорогу Бекфорда — полуторакилометровый участок купленной или арендованной земли, простирающийся от его дома под названием «Полумесяц Лендсдаун». По словам Фрост, коллекция, башня и ландшафт были задуманы как единое произведение искусства, но сейчас значительная часть территории застроена жилыми домами. Недавно фонду удалось приобрести луг, относившийся к землям Бекфорда. Здесь находится поросший кустарником вход в грот, который также отреставрируют, чтобы открыть для посещения.

Дочь Бекфорда после смерти отца продала башню, но, узнав, что в ней собираются открыть паб, пришла в ужас, выкупила ее обратно и передала церкви. Сад превратили в кладбище, а башню — в часовню-склеп. После чего Бекфорд совершил последнее путешествие: его останки перевезли с другого кладбища и перезахоронили в могиле с надгробием из розового мрамора, созданным по эскизу Гудриджа. Он по-прежнему покоится там, в тени своего эксцентричного творения.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+