18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Античность, увиденная и представленная в золотом эквиваленте

Серебряная монета из частной коллекции, на которой изображена сова Афины. 17–18 гг. н.э. Фрагмент. Фото: АНО «МНК»
Серебряная монета из частной коллекции, на которой изображена сова Афины. 17–18 гг. н.э. Фрагмент.
Фото: АНО «МНК»
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Два больших тома, выпущенных Музеем Международного нумизматического клуба, рассказывают историю Древней Греции и Рима посредством изображений на монетах. Эти монеты по преимуществу золотые, а связанные с ними сюжеты — сплошь увлекательные

Издание обеих книг приурочено к двум выставкам, которые организовал Музей Международного нумизматического клуба за последние месяцы. Но это не совсем каталоги — скорее, историко-нумизматические труды, рассказывающие о странах и эпохах; и в качестве фактического и иллюстративного материала здесь использованы монеты. Причем по большей части золотые (именно они являются главной составляющей коллекции Вагита Алекперова, основателя музея).

Сокровища Древней Греции/АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 180 с.: ил.
Сокровища Древней Греции/АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 180 с.: ил.

Том «Сокровища Древней Греции» представляет интерес для самых разных читателей, его даже можно посоветовать школьникам. Помимо сугубо нумизматических тем (например, подробного описания денежных систем Греции и эллинистического мира), в книге рассказывается об особенностях экономики, быта древних греков, пантеоне их богов, научных открытиях. Эти истории проиллюстрированы аверсами и реверсами монет, которые тогда были чрезвычайно разнообразны. Например, почему на кизикинах (отчеканенных в городе Кизик в Малой Азии) встречается так много сюжетов, до сих пор загадка. Минималистичные и точные изображения животных, насекомых и растений, тонко проработанные головы и фигуры богов, даже целые сцены с ними (куда обязательно вписано изображение тунца, добыча которого кормила город) — их можно разглядывать часами. Кто такие трапезиды (и как они связаны с трапезой), что измерял «антикитерский механизм» и зачем Архимеду коготь — все ответы есть в книге.

Статер. Калабрия, Тарент, около 325–320 гг. до н.э. АНО «МНК»
Статер. Калабрия, Тарент, около 325–320 гг. до н.э. АНО «МНК»

Том, посвященный императорским монетам Древнего Рима, — более специальное чтение. Изобразительный ряд здесь кажется поначалу однообразным: монеты украшались профилем императора. Однако однообразие это мнимое. Кроме портретов правителей (их облик часто передавался со всеми индивидуальными чертами — о внешности многих мы знаем только по этим изображениям) монеты содержали еще и массу общественно-политической информации. Через них власть общалась с подданными, в них отражены взлеты и падения государства.

Летопись эпохи в издании собрана почти исчерпывающая: в дополнение к коллекции ММНК нумизматические шедевры предоставили для публикации (и на выставку) Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственный исторический музей.

О чем, например, может рассказать золотая монета достоинством в полстатера с изображением двуликого Януса, отчеканенная приблизительно в 218–216 годах до н.э.? Это годы Второй Пунической войны, противостояния Римской республики и Карфагена. Появление на аверсе Януса означало, что двери храма Януса Квирина в Риме, которые открывались с началом каждой вой­ны и запирались после ее окончания, распахнуты настежь, война снова вырвалась наружу. А изображение на реверсе жертвоприношения, скреплявшего заключенный союзный договор, должно было подчеркнуть прочность римско-италийского альянса.

Пришел. Увидел. Победил. Великие римские императоры / АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 324 с.: ил.
Пришел. Увидел. Победил. Великие римские императоры / АНО «Международный нумизматический клуб». М.: АНО «МНК»; Лингва-Ф, 2022. 324 с.: ил.

Между тем само начало золотой чеканки может свидетельствовать о финансовых затруднениях Рима: чрезвычайные военные расходы привели к нехватке серебра, основного монетного металла.

Другой пример относится к зениту Римской империи. На ауреусе императора Нерона 64–68 годов н.э. изображен его профиль, а на обороте — храм Весты. Чеканка относится ко времени, когда в Риме случился катастрофический пожар (64 год н.э.). По разным источникам, император то ли сам поджег город, то ли вместе с жителями тушил его.

В любом случае разрушения были огромны; в первую очередь восстанавливали храмы, в том числе круглое святилище богини Весты, внутри которого хранились реликвии римского народа, а жрицы-весталки поддерживали священный огонь. Изображение этого храма на монете должно было говорить народу о том, что устои римского общества не покачнулись.

В то же время историки знают, что эта монета — одна из последних полновесных: пожар нанес урон казне, и Нерон распорядился понизить вес золотых и серебряных монет.

Толкуя все детали на аверсах и реверсах монет, увязывая их с фактами и подробностями из жизни исторических личностей, книга повествует о столетиях становления и падения великого Рима.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+