18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Миланская триеннале виртуализирует свое прошлое

Лучо Фонтана. «Космический свет». 1951. Инсталляция. Фрагмент. Фото: Fondazione La Triennale di Milano
Лучо Фонтана. «Космический свет». 1951. Инсталляция. Фрагмент.
Фото: Fondazione La Triennale di Milano
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Накануне своего 100-летия этот художественный форум активно продвигает VR-проект «Прошлые будущие». Кураторы и разработчики создали «машину времени», дающую возможность увидеть утраченные произведения искусства минувших десятилетий

Миланская триеннале искусства и дизайна в 2023 году отметит 100-летие. К юбилею решено было виртуально реконструировать выдающиеся инсталляции из разных периодов ее истории. За основу проекта кураторы и привлеченные специалисты взяли построенный в 1933 году специально для триеннале Дворец искусств — вместе с рисунками архитектора Джованни Муцио. Расположенный в этом же здании Музей итальянского дизайна собрал выдающийся архив, который дал много визуальных материалов для VR-проекта под названием «1923. Прошлые будущие».

В июле в рамках 23-й Миланской триеннале, которая на этот раз придумана куратором, обладателем Прицкеровской премии 2022 года Франсисом Кере и названа «Неизвестные неизвестные. Введение в таинства» (до 11 декабря), уже состоялась презентация первой главы юбилейного VR-опыта. Она носит название «Имплювий» (это слово означает бассейн в древнеримском жилище). Остальные главы должны быть представлены публике в начале сентября.

Лучо Фонтана. «Космический свет». 1951. Инсталляция. Фото: Fondazione La Triennale di Milano
Лучо Фонтана. «Космический свет». 1951. Инсталляция.
Фото: Fondazione La Triennale di Milano

Проект строится на двух аспектах виртуальной реальности. Она дает возможность реконструировать объекты и инсталляции (как говорит Маттео Лонарди из Reframe VR, «воссоздавать утраченные пространства в трех измерениях, чтобы зритель мог проживать их») и в то же время способна играть с хронологией. Вместо единого нарратива о «жизни и творчестве» виртуальная реальность предлагает выбор «жизни» или «творчества» с возможностью переключения между ними, а также дополнительные опции, погружающие в исторический, политический или культурный контекст. Такой подход очень удобен для работы с большим массивом информации на ретроспективах, посвященных художникам или институциям.

Специалисты платформы Vive Arts, за плечами у которых имеется опыт VR-реконструкции мастерской Амедео Модильяни для Тейт и создание иммерсивного представления по мотивам «Алисы в Стране чудес» для Музея Виктории и Альберта, сами обратились к руководству триеннале с предложением о совместном VR-проекте. «Сначала мы собирались посвятить его кому-нибудь из итальянских дизайнеров, — рассказывает исполнительный директор Vive Arts Селина Йе, — но в итоге команда триеннале решила использовать виртуальную реальность, чтобы пройтись по избранным моментам из истории этой международной выставки».

Дьёрдь Кепес, Томас и Мари Макналти. Протестные граффити на Триеннале 1968 г. Фото: Fondazione La Triennale di Milano
Дьёрдь Кепес, Томас и Мари Макналти. Протестные граффити на Триеннале 1968 г.
Фото: Fondazione La Triennale di Milano

Vive Arts связали команду триеннале с миланским креативным агентством Reframe VR, которое основали братья Маттео и Франческо Лонарди, чья работа Reframe Saudi привлекла всеобщее внимание на ярмарке Art Dubai в 2018 году. Маттео Лонарди считает, что музеи — идеальные парт­неры для тех, кто работает с виртуальной реальностью. «VR-работам довольно трудно дойти до зрителя, а у музеев уже есть готовая аудитория — и не только аудитория, но и пространство», — говорит он.

В числе реконструированных инсталляций — тот самый имплювий со скульп­турным оформлением Марио Сирони, обустроенный в только что возведенном Дворце искусств в 1933 году; фантасмагорическая неоновая инсталляция Лучо Фонтаны 1951 года на главной лестнице; футуристичный «Калейдоскоп» 1964 года; «Оккупированная триеннале» 1968 года, когда протестующие, вдохновленные парижскими демонстрантами, захватили дворец; «Зал изменений» — первая часть триеннале 2019 года, получившей название «Сломанная природа». Предусмотрен и виртуальный визит в архив музея, ведущий к произведению ландшафтного художника Джулиано Мауро, а затем возвращающий посетителя к тому, что Лонарди называет «мудрыми голосами» экспозиции 2022 года.

Маттео Лонарди, работающий над VR-проектом вместе с цифровым директором триеннале Марко Мартелло, рассказывает, что рисунки Муцио во многом определили его структуру. «Нам было важно, чтобы этот опыт основывался на некой идентичности. А идентичность триеннале тесно связана с архитектурой и с рисунками Джованни Муцио, — поясняет Лонарди. — Поэтому мы пытаемся создать немного винтажный облик. Вы нажимаете на кнопку на контроллерах шлема виртуальной реальности и видите, как вокруг вас возникают линии, формирующие очертания имплювия».

Леоне Лоди, Марио Сирони. «Имплювий». 1933. Скульптура-фонтан. Фото: Fondazione La Triennale di Milano
Леоне Лоди, Марио Сирони. «Имплювий». 1933. Скульптура-фонтан.
Фото: Fondazione La Triennale di Milano

Создатели проекта предлагают воспринимать его и как своего рода «машину времени», и как элемент «прошлого будущего» (в рамках экспозиции 2022 года директор Музея итальянского дизайна Марко Саммикели курировал выставку «Традиция нового», играющую с представлениями «прошлое — будущее»). Для команды кураторов триеннале эта VR-работа служит «отправной точкой». «Модульная структура позволяет обогащать и расширять ее. Благодаря виртуальной реальности мы сможем исследовать еще больше прошлых будущих. Продолжение следует», — сообщается в пресс-релизе триеннале. 

История Миланской триеннале искусства и дизайна


Изначально у этого художественного смотра были иной формат и другая локация. В 1923 году в городе Монца (сейчас это, по сути, пригород Милана) состоялась I Биеннале декоративных искусств, ставившая перед собой цель способствовать подъему европейского дизайна. С ростом амбиций режима Муссолини повышался и государственный статус выставки. В 1930 году изменилась периодичность ее проведения: цикл стал трехлетним. В 1933-м по проекту Джованни Муцио для обновленной триеннале было возведено здание в миланском парке Семпионе — Дворец искусств. В период Второй мировой войны и некоторое время после нее международные выставки не проводились, дело ограничивалось нерегулярными показами итальянских авторов. После завершения реконструкции Дворца искусств в 1960 году Миланская триеннале возобновила полноценную работу, в ней участвовали многие знаменитости, но с 1996-го опять наступила длительная пауза. Только в 2016 году выставка вновь вернулась к жизни. К тому времени во Дворце искусств уже был открыт Музей итальянского дизайна.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+