18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Итоги Cosmoscow 2022: толпы посетителей, продажи во время монтажа и культурный эскапизм

Ярмарка Cosmoscow 2022 в Гостином Дворе. Фото: Cosmoscow
Ярмарка Cosmoscow 2022 в Гостином Дворе.
Фото: Cosmoscow

Показатели посещаемости ярмарки в этот раз не просто вернулись к доковидным цифрам, но даже превысили их, в этом году — более 24 тысяч человек. А что с продажами?

В Гостином Дворе 17 сентября завершилась десятая по счету, юбилейная ярмарка современного искусства Cosmoscow, в то время как ее онлайн-версия продолжит свою работу до 25 сентября включительно на платформе TEO. В Cosmoscow 2022 приняли участие 72 российские галереи, которые представили более 1,5 тыс. произведений современного искусства. Число посетителей по итогам четырех дней работы (включая превью 14 сентября) — а это 24 тыс. человек — на этот раз оказалось рекордным, несколько превысив показатель последнего доковидного, 2019 года, тогда ярмарку посетило 22 тыс. человек. Однако после невероятно успешного 2020-го, когда число посетителей ярмарки составило всего 9,6 тыс. из-за ковидных ограничений, зато сумма продаж была поистине впечатляющей — € 2,4 млн, организаторы ярмарки перестали сообщать точную сумму. На этот раз в пострелизе мероприятия говорится лишь о том, что галерейные продажи Cosmoscow 2022 «оказались соизмеримы с показателями прошлых лет».

В Cosmoscow 2022 приняли участие 72 российские галереи. Фото: Cosmoscow
В Cosmoscow 2022 приняли участие 72 российские галереи.
Фото: Cosmoscow

Впрочем, есть и косвенные признаки, которые позволяют судить о финансовых результатах ярмарки. Например, некоторые галеристы могли похвастаться красными точками у многих экспонатов (что свидетельствует о том, что произведение уже кем-то выкуплено) уже на вечернем превью 14 сентября, в частности Марина Гисич (Marina Gisich Gallery) и Анна Баринова (Anna Nova) из Санкт-Петербурга, Полина Аскери (Askeri Gallery), Наталья Григорьева-Литвинская (галерея «Люмьер»), Елена Селина (XL projects) и Анастасия Шавлохова (галерея «сцена/szena») из Москвы. В кулуарах некоторые участники признавались, что первые продажи случились еще на этапе монтажа, а экспозицию на стенде пришлось обновлять неоднократно за время работы ярмарки. Еще один показательный момент — общий размер кешбэка, который официальный партнер ярмарки Tinkoff Private предложил своим клиентам за покупку произведений искусства на ярмарке и платформе TEO. По сообщениям на сайте банка и ярмарки, покупатели могли вернуть 10% за покупки произведений искусства. Согласно данным пострелиза, коллекционеры оформили заявки на кешбэк в размере 13,1 млн руб. Опираясь на эту цифру, можно предположить, что только лишь клиенты Tinkoff Private приобрели на Cosmoscow 2022 в Гостином Дворе и на платформе TEO произведений искусства на 131 млн руб., то есть почти €2,2 млн, если считать по официальному курсу. Акция с кешбэком при покупке произведений искусства на ТЕО продлится до конца года.

«Голубая икра» Александра Косолапова, проданная галереей Syntax за 3,8 миллиона рублей. Фото: Cosmoscow
«Голубая икра» Александра Косолапова, проданная галереей Syntax за 3,8 миллиона рублей.
Фото: Cosmoscow

Среди самых дорогих проданных работ оказались в том числе произведения одного из основателей соц-арта Александра Косолапова (3,8 млн руб.) у галереи Syntax, фотографа Грега Гормана (2,7 млн руб.) у галереи «Люмьер», а также Игоря Скалецкого (1,8 млн руб.) у Alina Pinsky Gallery, Вики Кошелевой (1,5 млн руб.) со стенда дебютанта ярмарки галереи Seréne и Айдан Салаховой (1,4 млн руб.) у именитой галереи XL Projects. Минимальная стоимость приобретенных работ составила, в свою очередь, 6 тыс. руб.

Впрочем, продажи, как и посещаемость, — важные, но не единственные показатели итогов ярмарки, не менее важен ее статус как культурного события, двигателя не только арт-рынка, но и всей художественной жизни. На этом фокусируется как раз Марина Гисич, чей стенд в этом году победил в номинации «Лучший стенд Cosmoscow 2022». «Дело не только в финансовом успехе, к которому мы стремимся каждый год и часто добиваемся очень хороших результатов. Мы почувствовали удивительный момент нужности, желанности в масштабе. Впервые мы почувствовали важность культурного контекста как лагуны, в которой можно укрыться от информации. В сложные времена хочется искать новые источники вдохновения и выживания. И в этом смысле Cosmoscow, вероятно, стала таким островом эмоциональной стабильности», — отметила Гисич.

Лучшим стендом был признан стенд галереи Марины Гисич. Фото: Cosmoscow
Лучшим стендом был признан стенд галереи Марины Гисич.
Фото: Cosmoscow

Этой теме в какой-то мере была посвящена специальная экспозиция «Глазами коллекционера», ежегодный некоммерческий проект Cosmoscow, посвященный частным коллекционерам. Выставка «… — и вдали, и возле — // как было до нас. И как будет после» (строки из стихотворения Иосифа Бродского) представила избранные произведения из частных собраний петербургских коллекционеров Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне, приобретенные после 24 февраля. В экспозицию были включены произведения Юрия Альберта, Рината Волигамси, Ивана Горшкова, Александра Гронского, Полины Канис, Петра Кирюши, Андрея Кузькина, Бориса Свешникова, Вадима Сидура, Хаима Сокола и Ольги Татаринцевой.

Повышенным вниманием в этот раз пользовалась маленькая, но заметная секция Digital, в которой участвовали международные и российские платформы, работающие с NFT, галереи с проектами, посвященными новым медиа, а также онлайн-площадки по продаже цифрового искусства. На этот раз это VS Gallery, метагалерея Stella’s Art Space и Generative Gallery.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+