18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев

Эскиз костюма Артура Грея к фильму «Алые паруса» (1960) режиссера Александра Птушко. Фрагмент. Фото: Фонд Российской государственной библиотеки искусств
Эскиз костюма Артура Грея к фильму «Алые паруса» (1960) режиссера Александра Птушко. Фрагмент.
Фото: Фонд Российской государственной библиотеки искусств
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии

Новости западных аукционов постоянно пестрят заголовками наподобие «Установлен рекорд на платье Одри Хёпберн из „Завтрака у Тиффани“» или «Туфельки Дороти из „Волшебника страны Оз“ приобрел частный коллекционер». В российском, вернее, советском кинематографе культовых предметов реквизита тоже было немало, однако разница в их бытовании велика. Голливудский реквизит, будучи частной собственностью, постоянно курсирует из рук в руки, обрастая и ликвидностью, и романтическим флером. Советский же реквизит аккумулировался в хранилищах государственных киностудий, скапливаясь там грудами позабытых сокровищ. Виновато и небольшое число серьезных публикаций на эту тему, хотя интернет наполнен постами от фанатов-кинолюбителей, расследующих истории платья Нади из «Иронии судьбы» или сапог Верочки из «Служебного романа».

Ниша определенно есть — и ее уже начали заполнять. Издательство Дединского основало серию «Отечественные художники по костюмам», и вот перед нами первый выпуск — роскошный альбом с подробной фотосъемкой. Он посвящен человеку, чье творчество само понятие «советский кинокостюм» для широкого зрителя, пожалуй, и символизирует. Ольга Кручинина (1917–2007) работала с Александром Птушко над «Садко», «Ильей Муромцем», «Сказкой о царе Салтане» и другими фильмами, была художником по костюмам в «Хождении за три моря» и «Отелло», «Днях Турбиных» и «Мимино». Наконец, с Эльдаром Рязановым она сотворила «Гусарскую балладу», «Зигзаг удачи» и «Иронию судьбы». А еще Кручинина основала во ВГИКе мастерскую «Художник-постановщик по костюму кино и телевидения», воспитав несколько поколений специалистов.

Харькова Д., Жигмунд И. Ольга Кручинина. Костюмы к известным фильмам. М.: Издательство Дединского, 2022. 296 с.: ил
Харькова Д., Жигмунд И. Ольга Кручинина. Костюмы к известным фильмам. М.: Издательство Дединского, 2022. 296 с.: ил

В красивом издании с макросъемкой костюмов, разглядывать которые одно удовольствие, собрали, помимо изображений уцелевших предметов, их эскизы, а также архивные фотографии процесса кино­съемок и изготовления реквизита, кадры из фильмов. Особая ценность — фрагменты из воспоминаний главной героини книги, в которых она рассказывает о том или ином эпизоде. Например, как актер Борис Андреев на «Илье Муромце» (1956), долго снимаясь под жарким солнцем, получил ожоги от раскалившихся наручей доспехов. Или с каким трудом, дав объявление в газете и приобретя у кого-то дореволюционную балетную пачку, добыли стразы для украшения кокошника в «Руслане и Людмиле».

Фрагмент костюма князя Владимира к фильму «Руслан и Людмила» (1972) режиссера Александра Птушко. Фото: Анатолий Лагутин
Фрагмент костюма князя Владимира к фильму «Руслан и Людмила» (1972) режиссера Александра Птушко.
Фото: Анатолий Лагутин

Тема постоянного преодоления, добычи дефицита, создания шедевра роскоши буквально из паутины и мешковины — одна из важных линий книги. Да, постановочный реквизит всегда славился тем, что создавал иллюзию богатства, однако Кручинина начала работать в 1945 году, когда даже материалов для создания иллюзии практически не было. Другой важный момент книги — большое количество опубликованной графики, первоначальных эскизов. Как рассказала нам Ирина Жигмунд, соавтор альбома вместе с Диной Харьковой, в основном рисунки предоставлены Российской государственной библио­текой искусств (РГБИ). Здесь хранится много графики Кручининой; по сути, библиотека и стала инициатором издания, стремясь опубликовать часть своих фондов.

Немалую работу пришлось проделать и в хранилищах «Мосфильма». Костюмы из классических фильмов выведены в специальный предметно-мемориальный фонд, однако они не были там разобраны и атрибутированы — соавторы вместе с сотрудниками фонда опознавали их на основе скриншотов и эскизов. Многие из этих вещей в плохой сохранности, не отреставрированы и не выставляются, так что эта съемка имеет особую ценность.

Следующую книгу из этой серии обещают посвятить Нэлли Фоминой, художнику по костюмам фильмов «Солярис», «Анна Каренина», «О бедном гусаре замолвите слово» и других.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+