18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев

Эскиз костюма Артура Грея к фильму «Алые паруса» (1960) режиссера Александра Птушко. Фрагмент. Фото: Фонд Российской государственной библиотеки искусств
Эскиз костюма Артура Грея к фильму «Алые паруса» (1960) режиссера Александра Птушко. Фрагмент.
Фото: Фонд Российской государственной библиотеки искусств
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии

Новости западных аукционов постоянно пестрят заголовками наподобие «Установлен рекорд на платье Одри Хёпберн из „Завтрака у Тиффани“» или «Туфельки Дороти из „Волшебника страны Оз“ приобрел частный коллекционер». В российском, вернее, советском кинематографе культовых предметов реквизита тоже было немало, однако разница в их бытовании велика. Голливудский реквизит, будучи частной собственностью, постоянно курсирует из рук в руки, обрастая и ликвидностью, и романтическим флером. Советский же реквизит аккумулировался в хранилищах государственных киностудий, скапливаясь там грудами позабытых сокровищ. Виновато и небольшое число серьезных публикаций на эту тему, хотя интернет наполнен постами от фанатов-кинолюбителей, расследующих истории платья Нади из «Иронии судьбы» или сапог Верочки из «Служебного романа».

Ниша определенно есть — и ее уже начали заполнять. Издательство Дединского основало серию «Отечественные художники по костюмам», и вот перед нами первый выпуск — роскошный альбом с подробной фотосъемкой. Он посвящен человеку, чье творчество само понятие «советский кинокостюм» для широкого зрителя, пожалуй, и символизирует. Ольга Кручинина (1917–2007) работала с Александром Птушко над «Садко», «Ильей Муромцем», «Сказкой о царе Салтане» и другими фильмами, была художником по костюмам в «Хождении за три моря» и «Отелло», «Днях Турбиных» и «Мимино». Наконец, с Эльдаром Рязановым она сотворила «Гусарскую балладу», «Зигзаг удачи» и «Иронию судьбы». А еще Кручинина основала во ВГИКе мастерскую «Художник-постановщик по костюму кино и телевидения», воспитав несколько поколений специалистов.

Харькова Д., Жигмунд И. Ольга Кручинина. Костюмы к известным фильмам. М.: Издательство Дединского, 2022. 296 с.: ил
Харькова Д., Жигмунд И. Ольга Кручинина. Костюмы к известным фильмам. М.: Издательство Дединского, 2022. 296 с.: ил

В красивом издании с макросъемкой костюмов, разглядывать которые одно удовольствие, собрали, помимо изображений уцелевших предметов, их эскизы, а также архивные фотографии процесса кино­съемок и изготовления реквизита, кадры из фильмов. Особая ценность — фрагменты из воспоминаний главной героини книги, в которых она рассказывает о том или ином эпизоде. Например, как актер Борис Андреев на «Илье Муромце» (1956), долго снимаясь под жарким солнцем, получил ожоги от раскалившихся наручей доспехов. Или с каким трудом, дав объявление в газете и приобретя у кого-то дореволюционную балетную пачку, добыли стразы для украшения кокошника в «Руслане и Людмиле».

Фрагмент костюма князя Владимира к фильму «Руслан и Людмила» (1972) режиссера Александра Птушко. Фото: Анатолий Лагутин
Фрагмент костюма князя Владимира к фильму «Руслан и Людмила» (1972) режиссера Александра Птушко.
Фото: Анатолий Лагутин

Тема постоянного преодоления, добычи дефицита, создания шедевра роскоши буквально из паутины и мешковины — одна из важных линий книги. Да, постановочный реквизит всегда славился тем, что создавал иллюзию богатства, однако Кручинина начала работать в 1945 году, когда даже материалов для создания иллюзии практически не было. Другой важный момент книги — большое количество опубликованной графики, первоначальных эскизов. Как рассказала нам Ирина Жигмунд, соавтор альбома вместе с Диной Харьковой, в основном рисунки предоставлены Российской государственной библио­текой искусств (РГБИ). Здесь хранится много графики Кручининой; по сути, библиотека и стала инициатором издания, стремясь опубликовать часть своих фондов.

Немалую работу пришлось проделать и в хранилищах «Мосфильма». Костюмы из классических фильмов выведены в специальный предметно-мемориальный фонд, однако они не были там разобраны и атрибутированы — соавторы вместе с сотрудниками фонда опознавали их на основе скриншотов и эскизов. Многие из этих вещей в плохой сохранности, не отреставрированы и не выставляются, так что эта съемка имеет особую ценность.

Следующую книгу из этой серии обещают посвятить Нэлли Фоминой, художнику по костюмам фильмов «Солярис», «Анна Каренина», «О бедном гусаре замолвите слово» и других.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+