18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Как держать в коллекции «живые» произведения искусства?

Кадр из презентации проекта «Тейт в космосе» художницы Сьюзан Коллинз. Фото: Tate/ETALAB
Кадр из презентации проекта «Тейт в космосе» художницы Сьюзан Коллинз.
Фото: Tate/ETALAB

На онлайн-конференции, опирающейся на новое исследование, музейные специалисты обсуждают, как работать с процессуальным, «живым» и органическим искусством

В 2002 году, через два года после открытия, Галерея Тейт Модерн объявила о создании «радикально новой площадки для хранения, курирования и экспонирования коллекции» — в открытом космосе. На должность директора этого нового форпоста, получившего название «Тейт в космосе», была назначена художница Сьюзан Коллинз. Она рассказывала, что в собственности музея находится спутник, который будет вращаться вокруг Земли, и на его борту гостям предложат уникальную образовательную программу.

На самом деле это была выдумка. «Многие приняли это за чистую монету, — рассказывает преподавательница факультета реставрации в Университетском колледже Лондона Пип Лоуренсон, — в том числе британские власти, которые пытались проверить, есть ли у Коллинз разрешение на запуск спутника».

Проект Коллинз оказался визионерским, поскольку был посвящен вопросу, который сегодня все громче звучит в мире современного искусства: как внутренние механизмы работы и роль музеев могут становиться центральным предметом исследования художника? И каким образом сделать так, чтобы подобные произведения, которые часто называют процессуальными (time-based) за то, как они отзываются на конкретный момент времени, могли храниться в архиве музея и оставаться доступными и понятными для посетителей в будущем?

Эта проблема обсуждается онлайн на международной конференции Тейт Модерн Reshaping the Collectible: Learning Through Change («Переосмысляя предмет коллекционирования: обучение через перемены»), во время которой ведущие кураторы обсудят вопросы — как этические, так и технические, связанные с хранением и работой с процессуальным, перформативным и так называемым живым искусством в музеях и коллекциях институций (до 16 сентября).

Новое поколение исполнителей репетирует произведение Тони Конрада 1972 года «Десять лет жизни на бесконечной равнине». Фото: Tate
Новое поколение исполнителей репетирует произведение Тони Конрада 1972 года «Десять лет жизни на бесконечной равнине».
Фото: Tate

Произведения процессуального искусства часто создаются для существования в единственном измерении или форме. Их жизнь ограничена определенным периодом времени, и они предназначены для восприятия исключительно на протяжении этого периода. Естественным образом само их существование ускользает от конвенциональной структуры музейной коллекции и экспозиции. Поэтому для реставраторов-консерваторов их сохранение связано с множеством нетривиальных проблем. «Куратор понимает, что произведение может получить в музее новую жизнь и по форме оно будет очень сильно отличаться от того, как было представлено первоначально, — говорит Лоуренсон, руководившая организацией конференции. — В коллекции Тейт, МоМА и Центра Помпиду оказываются произведения, бросающие вызов самому представлению о музейном объекте. Художники, чьи работы поступают в эти коллекции, могут оказать очень глубокое влияние на то, как реставраторы думают о них, и такие коллаборации дают музеям возможность переосмыслить самих себя».

Кейт Льюис занимает должность старшего реставратора по программе Агнес Гунд в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и одновременно заведует его отделом реставрации имени Дэвида Бута. В ее сферу ответственности входит обеспечение доступности и экспонирования коллекции МоМА. «Как сделать так, чтобы произведения, созданные и впервые исполненные шесть десятилетий назад, оставались актуальными и видимыми? Чтобы они сохранили свою цельность? Это фундаментальные вопросы, которые должны задавать себе музеи, приобретающие произведения процессуального, живого, перформативного и цифрового искусства», — уверена она.

«Десятилетиями исследователи фокусировались на заботе о материальной культуре, в первую очередь на заботе об объектах, — говорит Льюис. — Но современное искусство представляет собой стремительно развивающуюся сферу новых медиа и новых практик, исследующих самые актуальные проблемы».

В рамках исследовательского гранта 2018 года от Фонда Эндрю Меллона кураторы Тейт исследовали экспериментальную видео- и музыкальную работу Тони Конрада «Десять лет жизни на бесконечной равнине» (1972). Они тесно сотрудничали с теми, кто был занят в первом исполнении произведения, и с самим Конрадом, чтобы лучше понять, как обеспечить дальнейшую жизнь этой работы в коллекции Тейт, и составить инструкции для ее будущих исполнений.

Ангарад Дэвис (слева) и Риз Чатем (справа) делятся своим опытом исполнения произведения «Десять лет жизни на бесконечной равнине» Тони Конрада. 2019. Фото: Roger Sinek
Ангарад Дэвис (слева) и Риз Чатем (справа) делятся своим опытом исполнения произведения «Десять лет жизни на бесконечной равнине» Тони Конрада. 2019.
Фото: Roger Sinek

Луиз Лоусон, исполняющая обязанности главы отдела реставрации в Тейт, уверена, что эта конференция даст возможность тем, кто связан с музейной реставрацией, «переосмыслить то, как мы относимся к своей деятельности и как мы ее выполняем».

«Для работы с различными формами „живых“ практик, опирающихся на разные традиции и источники, необходима очень широкая и одновременно глубокая экспертиза», — говорит Лоусон.

«С тех пор как Конрад создал это произведение, мир успел очень сильно измениться», — подчеркивает Лоуренсон. На конференции представят результаты новых исследований, используя работы Конрада и Коллинз в качестве примеров.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+