18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как держать в коллекции «живые» произведения искусства?

Кадр из презентации проекта «Тейт в космосе» художницы Сьюзан Коллинз. Фото: Tate/ETALAB
Кадр из презентации проекта «Тейт в космосе» художницы Сьюзан Коллинз.
Фото: Tate/ETALAB

На онлайн-конференции, опирающейся на новое исследование, музейные специалисты обсуждают, как работать с процессуальным, «живым» и органическим искусством

В 2002 году, через два года после открытия, Галерея Тейт Модерн объявила о создании «радикально новой площадки для хранения, курирования и экспонирования коллекции» — в открытом космосе. На должность директора этого нового форпоста, получившего название «Тейт в космосе», была назначена художница Сьюзан Коллинз. Она рассказывала, что в собственности музея находится спутник, который будет вращаться вокруг Земли, и на его борту гостям предложат уникальную образовательную программу.

На самом деле это была выдумка. «Многие приняли это за чистую монету, — рассказывает преподавательница факультета реставрации в Университетском колледже Лондона Пип Лоуренсон, — в том числе британские власти, которые пытались проверить, есть ли у Коллинз разрешение на запуск спутника».

Проект Коллинз оказался визионерским, поскольку был посвящен вопросу, который сегодня все громче звучит в мире современного искусства: как внутренние механизмы работы и роль музеев могут становиться центральным предметом исследования художника? И каким образом сделать так, чтобы подобные произведения, которые часто называют процессуальными (time-based) за то, как они отзываются на конкретный момент времени, могли храниться в архиве музея и оставаться доступными и понятными для посетителей в будущем?

Эта проблема обсуждается онлайн на международной конференции Тейт Модерн Reshaping the Collectible: Learning Through Change («Переосмысляя предмет коллекционирования: обучение через перемены»), во время которой ведущие кураторы обсудят вопросы — как этические, так и технические, связанные с хранением и работой с процессуальным, перформативным и так называемым живым искусством в музеях и коллекциях институций (до 16 сентября).

Новое поколение исполнителей репетирует произведение Тони Конрада 1972 года «Десять лет жизни на бесконечной равнине». Фото: Tate
Новое поколение исполнителей репетирует произведение Тони Конрада 1972 года «Десять лет жизни на бесконечной равнине».
Фото: Tate

Произведения процессуального искусства часто создаются для существования в единственном измерении или форме. Их жизнь ограничена определенным периодом времени, и они предназначены для восприятия исключительно на протяжении этого периода. Естественным образом само их существование ускользает от конвенциональной структуры музейной коллекции и экспозиции. Поэтому для реставраторов-консерваторов их сохранение связано с множеством нетривиальных проблем. «Куратор понимает, что произведение может получить в музее новую жизнь и по форме оно будет очень сильно отличаться от того, как было представлено первоначально, — говорит Лоуренсон, руководившая организацией конференции. — В коллекции Тейт, МоМА и Центра Помпиду оказываются произведения, бросающие вызов самому представлению о музейном объекте. Художники, чьи работы поступают в эти коллекции, могут оказать очень глубокое влияние на то, как реставраторы думают о них, и такие коллаборации дают музеям возможность переосмыслить самих себя».

Кейт Льюис занимает должность старшего реставратора по программе Агнес Гунд в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и одновременно заведует его отделом реставрации имени Дэвида Бута. В ее сферу ответственности входит обеспечение доступности и экспонирования коллекции МоМА. «Как сделать так, чтобы произведения, созданные и впервые исполненные шесть десятилетий назад, оставались актуальными и видимыми? Чтобы они сохранили свою цельность? Это фундаментальные вопросы, которые должны задавать себе музеи, приобретающие произведения процессуального, живого, перформативного и цифрового искусства», — уверена она.

«Десятилетиями исследователи фокусировались на заботе о материальной культуре, в первую очередь на заботе об объектах, — говорит Льюис. — Но современное искусство представляет собой стремительно развивающуюся сферу новых медиа и новых практик, исследующих самые актуальные проблемы».

В рамках исследовательского гранта 2018 года от Фонда Эндрю Меллона кураторы Тейт исследовали экспериментальную видео- и музыкальную работу Тони Конрада «Десять лет жизни на бесконечной равнине» (1972). Они тесно сотрудничали с теми, кто был занят в первом исполнении произведения, и с самим Конрадом, чтобы лучше понять, как обеспечить дальнейшую жизнь этой работы в коллекции Тейт, и составить инструкции для ее будущих исполнений.

Ангарад Дэвис (слева) и Риз Чатем (справа) делятся своим опытом исполнения произведения «Десять лет жизни на бесконечной равнине» Тони Конрада. 2019. Фото: Roger Sinek
Ангарад Дэвис (слева) и Риз Чатем (справа) делятся своим опытом исполнения произведения «Десять лет жизни на бесконечной равнине» Тони Конрада. 2019.
Фото: Roger Sinek

Луиз Лоусон, исполняющая обязанности главы отдела реставрации в Тейт, уверена, что эта конференция даст возможность тем, кто связан с музейной реставрацией, «переосмыслить то, как мы относимся к своей деятельности и как мы ее выполняем».

«Для работы с различными формами „живых“ практик, опирающихся на разные традиции и источники, необходима очень широкая и одновременно глубокая экспертиза», — говорит Лоусон.

«С тех пор как Конрад создал это произведение, мир успел очень сильно измениться», — подчеркивает Лоуренсон. На конференции представят результаты новых исследований, используя работы Конрада и Коллинз в качестве примеров.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+