18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Крестьянский костюм рассказал о материальном и духовном

Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В нижегородском Манеже впервые открыта выставка костюма, в том числе и крестьянского. Она дает представление о том, насколько разные по верованиям и достатку народы населяли поволжский регион

Никогда прежде выставки костюма, в том числе и крестьянского, в Нижнем Новгороде не проводили. На нынешнюю «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» собрали 60 экспонатов: не только платья и сарафаны, но целые одежные «комплексы», включающие обувь, ювелирные украшения, аксессуары (платки, шали), предметы быта, ремесленный инвентарь, музыкальные инструменты, фотографии, картины Константина Маковского и Федота Сычкова.

Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Выставка дает представление, насколько разные по верованиям и достатку народы населяли поволжский регион. Зритель увидит украшенную золотным шитьем одежду старообрядцев села Чернуха Арзамасского района, богатый праздничный костюм важного торгового села Безводное, скромные одежды русских крестьян из Вознесенского района, считавшегося медвежьим углом, оторванным от городских и сельских центров, наряды мордвы-терюхан. В музее надеются, что выставка даст толчок углубленному изучению истории края.

Справка
Организаторы и участники

Выставку «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» готовили совместно многие музеи России, от крупнейших до краеведческих. Организаторы: Нижегородский государственный художественный музей, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Участники: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Российский этнографический музей (Санкт-Петербург), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи (Саранск), Историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области, Краеведческий музей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Краеведческий музей Краснооктябрьского района Нижегородской области, частные коллекционеры, Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор».

Еще…

Триггером проекта стал тот факт, что 2022 год объявлен в России Годом народного искусства и материально-культурного наследия, а костюм — яркое этого наследия воплощение. Автором идеи выступил директор Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) Роман Жукарин, российское музейное сообщество его начинание поддержало. Экспонаты приехали в Нижний Новгород из дюжины российских музеев, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.

В насыщенных цветом интерьерах, в современных витринах, с хорошим освещением и на длинноногих манекенах (выставочный дизайн здесь отличный) этнографический материал заблистал, как произведения от-кутюр.

«Подготовка выставки была непростой, так как тема мало изучена, — рассказала куратор Ирина Маршева. — Пик этнографических экспедиций по Поволжью пришелся на советское послевоенное время, а тогда существовал упрощенный, марксистско-ленинский взгляд на крестьянство как на самый угнетенный и нищий класс. Мы же через костюм показываем, что это далеко не так. В нашем крае, например, широко представлена золотная вышивка. Обычно в России золотом вышивали церковное облачение или женские головные уборы, а в Поволжье золотым рисунком покрывали душегреи. Еще через костюмы мы смогли определить самый популярный в народе религиозный праздник в Поволжье, им оказались не Пасха или Рождество, а Троица!»

Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

На выставке показан преимущественно праздничный женский костюм, так как именно он лучше всего сохранился: такие одежды, нередко венчальные, стоили дорого и их берегли. Мужской же костюм включал вышитую рубаху, пиджак и пояс. Мужских порток, например, почти не сохранилось.

Нижегородский государственный художественный музей, Манеж (Кремль, корпус 1а)
«Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме»
До 20 ноября 2022 года

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+