18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Древний город в Ираке вновь под угрозой: он может стать жертвой ирригации

Ворота Табира в Ашшуре. Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
Ворота Табира в Ашшуре.
Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Ассирийская столица Ашшур недавно пережила военные действия, а теперь на нее надвигается строительство плотины, чреватое затоплением исторических территорий. Археологи консервируют и документируют памятники, но в будущее смотрят с опаской

Нынешней весной Ашшур вновь открылся для посещения, и на приуроченных к этому событию торжествах местные жители пели и танцевали в традиционных костюмах. Многие из них ранее были вынуждены покинуть свои дома и бежать от наступавших войск ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — TANR). Торжества напоминали весенние процессии, проходившие в городе тысячи лет назад. Но сразу же после возрождения Ашшур столкнулся с новой угрозой.

Древний город был возведен на берегу реки Тигр на территории современного Ирака более 5 тыс. лет назад и долгое время являлся столицей огромной Ассирийской империи. Город считался физическим воплощением одноименного божества, представленного в ассирийской иконографии в виде вооруженного воина в диске крылатого солнца. Храм Ашшура дошел до наших дней, сегодня это постепенно разрушающийся 26-метровый зиккурат. Когда-то он был вдвое выше, его покрывали железо и свинец, украшали кристаллы.

Город дважды разрушали — сначала вавилонское войско за 600 лет до рождения Иисуса Христа, а затем формирования ИГИЛ в 2015 году. В центре Ашшура находятся ворота Табира — архитектурный памятник, состоящий из трех последовательно соединенных арок и служащий символом города. «Ворота Табира соединяли главное святилище богов с садами Иштар, богини войны и плодородия», — рассказывает Тобин Харт­нелл, директор Центра археологии и культурного наследия при Американском университете Ирака (AUIS), расположенном в городе Сулеймания.

Три арки древних ворот Табира недавно удалось стабилизировать, предотвратив их окончательное обрушение. Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
Три арки древних ворот Табира недавно удалось стабилизировать, предотвратив их окончательное обрушение.
Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage

В мае 2015 года было опубликовано видео, на котором бойцы ИГИЛ пытаются превратить ворота в груду камней. Тогда им удалось уничтожить около 70% конструкции. В 2021 году Хартнелл смог получить от Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов чрезвычайную помощь в размере $72 тыс., благодаря чему удалось предотвратить окончательное обрушение ворот. В ходе реставрации стабилизировали внешнюю арку, которой был нанесен наиболее серьезный ущерб. Но сооружение остается непрочным и без дальнейшего укрепления все равно может упасть. «Сейчас мы сосредоточились на срочной задаче восстановить среднюю из трех арок, пока не обрушился весь свод», — рассказывает Хартнелл.

Проведенные аварийные работы позволили открыть город для посещения 1 апреля — в день, когда ассирийцы отмечали Новый год. Но будущее Ашшура по-прежнему под угрозой.

Еще в 2002 году правительство Саддама Хусейна намеревалось построить плотину в Махуле, приблизительно в 40 км от древнего города. В 2003 году Ашшуру был присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — и тогда же США с союзниками вторглись в Ирак. Из-за войны о плотине временно забыли. Но в последние годы Ирак сильно страдает от регулярной засухи, вызываемой глобальным потеплением. Снижение уровня воды в Тигре и Евфрате несет угрозу водоснабжению страны, и в апреле 2021 года строительство плотины возобновилось.

Теперь местные жители все чаще говорят о «проклятии махульской плотины».

«Все с тревогой ждут, когда будет сформирован новый кабинет, — говорит исследовательница Сара Заими из иракской некоммерческой организации Liwan. — Тогда мы узнаем, захочет ли новый министр продолжать проект».

В нынешнем виде план строительства предполагает затопление Ашшура: вода накроет более 200 объектов исторического наследия. По данным Liwan, 250 тыс. человек вынуждены будут переселиться. Сейчас специалисты в области культурного наследия ведут переговоры с властями Ирака, пытаясь предотвратить безрассудное уничтожение древних памятников региона и домов местных жителей.

В последние месяцы здесь много говорят о временной конструкции, возведение которой должно вот-вот начаться. «Но мы не думаем, что временное решение поможет, — уверен Хартнелл. — Вероятнее всего, что оно лишь усугубит ситуацию».  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+